16 авг. 2023 г.

AOW. Время Для Драконов

Вышедшая в начале мая Age of Wonders 4, может, и не стала большим шагом вперёд для поджанра фэнтезийных 4X-стратегий, но наверняка сумела порадовать многих и неожиданными нововведениями, и общим достойным уровнем исполнения. Поклонники пошагового геймплея получили ещё одну увлекательную игру с неплохой внешностью, интересными квестами и уймой разных возможностей для построения огромных империй. При этом новый подход к генерации рас и миров хоть и пошёл Age of Wonders 4 на пользу, но заслужил в том числе критику: дебюты партий теперь несколько однообразны – игровые механики раскрывают свой потенциал отнюдь не сразу. Впрочем, спустя всего полтора месяца эпическая стратегия обзавелась дополнением Dragon Dawn – тоже заслуживающим определённой порции критики, но всё же делающим оригинал ещё лучше. Этично ли выпускать DLC всего через 6 недель после релиза игры? Всё зависит от качества и размеров этого DLC.

Как можно легко понять из названия, первое крупное DLC к Age of Wonders 4 посвящено одним из главных для фэнтези монстров – драконам, которые ранее в игре встречались лишь эпизодически. Теперь же внушительный лорд-дракон пополнил список основных классов правителей, где ранее были лишь специализирующийся на колдовстве король-волшебник и этакий выходец из аристократии – чемпион, хорошо управляющий государством.

Максимально не похожий на них новичок лучше всего проявляет себя непосредственно при встрече с противниками. Благодаря мощной атаке по площади он очень серьёзно усиливает стартовый боевой потенциал. В дальнейшем же, по мере прокачки, лорда-дракона можно сделать и более универсальным правителем, хотя сконцентрироваться на его личной убойной силе тоже никто не запрещает.

Естественно, не обошлось и без всевозможной кастомизации внешности персонажа: разрешено изменять цвет чешуи и узоров, удлинять шею, выбирать размер крыльев, добавлять рога и регулировать ещё добрый десяток прочих параметров, чтобы ваш дракон стал уникальным. Заодно дают определить стихийную принадлежность дракона – как он повлияет на стартовый статус подданных и чем именно будет ранить противников.

Среди других приятных черт нового лорда – небольшой, но стабильный приток золота за каждый не валяющийся в закромах артефакт, что весьма кстати, поскольку вместо меча у дракона есть когти, а вместо шлема и панциря – крепкая шкура. Колечки и жезлы он, впрочем, всё равно носит с охотой. Хотя в дебюте, когда сокровищница ещё пуста, необычный правитель, наоборот, потребляет заметно больше финансов, чем генерирует.

«Правитель-дракон может возглавлять хоть орков, хоть хоббитов, ему всё равно»

Не хотите самостоятельно копаться в редакторе? Тогда сыграйте за одного из двух уже заранее созданных разработчиками лордов-драконов. Кроме них, кстати, список готовых правителей пополнила ещё парочка личностей, среди которых есть даже аллигатор-пират, выходец из расы ящеров, особо талантливый в морских сражениях.

Ящеры – тоже нововведение: они могут травить врагов и отличаются завидным хладнокровием, благодаря чему сохраняют высокий боевой дух. Собственно, это все их особенности, но в Age of Wonders 4 на старте партий расы всегда между собой довольно схожи – основные различия формирует в дальнейшем сам игрок. Список культур, где уже есть варвары, мистики, феодалы и прочие, не поменялся, хотя во втором большом DLC его наконец-то обещают расширить.

Зато в Dragons Dawn появилась одна интересная новая способность, которую можно прикрепить к любой расе – «коллекционеры артефактов». Она работает предсказуемо на манер уникальной черты лорда-дракона, однако приносит не золото, а чуточку менее ценную ману. Кроме того, коллекционерам дают трофеи повышенной крутости за разграбление древних чудес и логовищ монстров. Последнее очень приятно, поскольку собрать хороший и интересный комплект артефактов в оригинальной Age of Wonders 4 было, на мой взгляд, чересчур тяжело.

«Особо ценные «персональные навыки» теперь дают раз в 4 уровня, а не в 5, и это приятно»

Следующее нововведение – две дополнительных книги магии, которые в Age of Wonders 4 по странной прихоти разработчиков одновременно являются и наборами технологий. Уже на старте можно взять том «эволюции», который даёт доступ к двум вроде бы непримечательным юнитам: ползуну и юной виверне. Но есть нюанс: регулярно сражаясь, эти существа не просто растут в рангах, как все прочие, а ещё и радикально апгрейдятся по достижении звания «чемпиона». Взрослая виверна, например, значительно эффективней свой молодой версии.

Схожая ситуация и с драконами, хотя разблокировать их немного сложнее – нужно прокачивать магию именно в соответствующем направлении. По умолчанию всем добывшим книгу дают доступ к ледяному и огненным ящерам, однако если вы апологет добра, то также сможете создавать золотых, в то время как злодеи-правители обретут власть над обсидиановыми. Драконы – достаточно сильные летающие юниты, наносящие стихийный урон и также способные к эволюции, но даже при всём своём обаянии на суть игрового процесса они никак не влияют. При этом странно, конечно, что никто из существ оригинальной Age of Wonders 4 не научился эволюционировать – было бы логично наделить этой способностью хотя бы зверей.

«Тома эволюции и драконов дарят вам щепотку приверженности сразу и к природе, и к хаосу. Это мелочь, но прочие книги дают «+2» в одну конкретную сторону»

Помимо новых существ в дополнительных томах магии и технологий можно найти несколько заклинаний, в том числе для ускорения эволюции, осадную технику «налёт драконов», а также возможность превращать свой народ в драконидов: те обладают регенерацией и не загораются от огня. Самое же привлекательное – секрет автоматического воскрешения существ после боя аж с половиной их запаса здоровья.

Вот только работает этот сверхмощный эффект лишь для умеющих эволюционировать монстров. По этой причине (а также исходя из нескольких менее важных факторов) новые книги получились чуть ли не самыми узкоспециализированными во всей Age of Wonders 4: если вы хотите извлечь из них максимум, то стоит играть конкретным образом и через определённый «билд». Прежде разработчики давали геймерам несколько больше свободы и активнее поощряли эксперименты.

«Конкретно мои саламандры от заклинания изменились не сильно, но было бы интересно превратить в драконидов дворфов или крысолюдов!»

Напоследок отмечу новый сюжетный игровой мир, который также вошёл в комплект дополнения и тематически с ним сильно связан. В так называемых «Пепельных землях» обитают три добрых и три злых лорда-дракона – этакие аспекты стихий, и вам предстоит выбирать, кого из них поддержать. Причём речь идёт даже не просто о битве за власть, но ещё и о конфликте традиций с прогрессом – определяется будущее этого мира, так что игроку попадаются весьма оригинальные квесты, которые приятно читать и выполнять.

«Как видите, лорд здорово выделяется габаритами даже на фоне юных драконов»

Но это всё! Dragon Dawn увеличивает примерно на 10% число доступных сюжетных миров и бестиарий Age of Wonders 4 и вносит почти вдвое меньший вклад в ассортимент томов магии и игровых рас. Я думаю, тут не может быть никаких разночтений – в DLC явно мало контента, и сложно отделаться от ощущения, что новую пошаговую фэнтезийную 4X-стратегию могли выпустить сразу в комплекте с ним.

Конечно, ситуацию спасают лорды-драконы, благодаря которым число классов правителей возрастает аж в полтора раза и частично решается упомянутая мной в начале обзора проблема слишком однообразных дебютов. Но разработчиков так или иначе хочется пожурить: я уверен, что все игроки ждали от дополнения большего.

На то, чтобы испытать в деле и изучить нововведения Dragon Dawn уйдет, как минимум, две-три партии, так что за DLC можно легко провести пару недель, на время забыв про еду, сон и работу. То есть, своих денег оно всё-таки стоит. Однако в следующий раз геймеры могут завалить Triumph Studio за подобный подход тысячами недовольных комментариев.

VK Play Медиа


Комментариев нет:

Отправить комментарий