30 окт. 2014 г.

MYSTARA. В Поисках Лучшего Мира


Mystara — сеттинг для Dungeons & Dragons, издававшийся TSR, Inc. в 1980—1995 годах. В настоящее время официально не поддерживается. Авторы сеттинга — Дэвид Кук, Франк Менцер, Брюс Хард, Аарон Оллстон и другие. Название «Мистара» происходит, вероятно, от английского «Mystery» — «тайна».

История создания сеттинга

Мистара ведёт свою историю от так называемого «Известного мира» (Known World), в котором происходит действие ряда ранних модулей D&D. Впервые Известный мир был упомянут в X1 «Isle of Dread», а затем был расширен и более подробно описан в серии атласов (Gazeteers). Несколько полунезависимых друг от друга проектов, описывающих различные части этого мира и разрабатывавшихся отдельными группами авторов, в конце концов были сведены вместе, и мир получил название Мистара.


Мир Мистара

На поверхности Мистары имеются три больших континента: Бран (Брун?) (Brun), Скотар (Шкотар?) (Skothar) и Давания (Davania), а также архипелаг Альфатия (Alphatia), погибший в 1010 году по летоисчислению Мистары в результате магического катаклизма. В канонических материалах под Известным миром понимается восточная часть Брана и Рассветное море (Sea of Dawn). Интересно, что очертания континентов Мистары сделаны по образу Земли, какой она была 135 миллионов лет назад.

Население Мистары достаточно типично для фэнтези-сеттинга: люди различных народов, эльфы, дварфы, халфлинги, орки, а также драконы и другие монстры. Культуры и технологический уровень напоминают Европу высокого средневековья (XV век), но без пороха. Континенты Давания и Скотар почти не появлялись в официальных продуктах по Мистаре. Исключением является только описание Давании в журнале «Dragon», в серии статей ведущего разработчика сеттинга Брюса Харда «Voyage of the Princess Ark». Однако существует значительное количество любительских наработок по локациям Мистары за пределами Известного мира.


Дикий берег

Мистара также включает в себя Дикий берег - Savage Coast, полосу побережья континента Бран к юго-западу от Хьюла. Эта часть мира поражена Красным проклятием (Red Curse), магической болезнью, вызывающей смертельные мутации у людей. Единственным спасением от этой болезни является постоянное ношение в контакте с телом предметов из металла «синнабрил» (cinnabryl). Дикий берег первоначально описывался как часть Мистары, но затем был выделен в отдельный подсеттинг, отличающийся своим духом, более схожим с «плащом и шпагой», нежели с «мечом и магией».

Блэкмур

Ещё один подсеттинг Мистары — Блэкмур Дэйва Арнесона, представляющий собой далёкое прошлое мира. Блэкмур эволюционировал из феодального королевства в высокоразвитую цивилизацию, использующую всё более и более разрушительные технологии и в конце концов вызвавшую катаклизм, не только уничтоживший её саму, но и изменивший климат и географию всей планеты.


Полый мир

Планета Мистара внутри полая, и её внутренняя поверхность известна как Полый мир (Hollow World). Этот мир освещён внутренним светилом в центре Мистары — небольшим вечно-красным солнцем. Полый мир является своего рода «музеем», сохраняющим то, что исчезло из внешнего мира. Существование Полого мира малоизвестно для жителей внешней поверхности Мистары. Входы в Полый мир расположены на полюсах планеты и в принципе доступны, хотя и ограждены областями холода, штормов и антимагии. Края этих огромных отверстий настолько закруглены, что путешественники не замечают, что переходят из внешнего мира во внутренний, пока не сталкиваются с чудесами Полого мира.

Луны

Вокруг планеты вращаются две луны, из которых с поверхности Мистары видна только Матера (Matera). Эта луна населена расой бессмертных существ, живущих в городе Пандиус (Pandius), откуда они наблюдают за Мистарой. Фазы Матеры влияют на ликантропов Мистары. Второй спутник планеты — невидимая Патера (Patera), которую её обитатели, создавшие культуру в дальневосточном стиле, называют Миосима (Myoshima).


Более подробно:


Blackmoor

Blackmoor (досл. «чёрное болото») — фэнтезийный сеттинг для настольной ролевой игры Dungeons & Dragons. Blackmoor был написан в 70-х Дэйвом Арнесоном, одним из создателей D&D, которому был нужен собственный игровой мир для варгейма c миниатюрками. Впоследствии сеттинг выступил тестовой площадкой для набора правил, впоследствии ставшего D&D.

Supplement II: Blackmoor

Первой книгой с названием «Blackmoor» стало второе дополнение к OD&D, изданное компанией TSR в 1975 году (первым был «Greyhawk» Гэри Гайгакса). Автор Дэйв Арнесон назвал его в честь своего мира. Шестидесятистраничная книга представила новые правила, монстров и сокровища, а также первый в истории опубликованный модуль «Temple of the Frog» (англ. «Храм жабы»). Несмотря на название, в книге нет никакой информации о сеттинге.


Именно в Blackmoor появилось два новых класса, позже ставших традиционными для D&D: ассасин (подкласс вора, специализирующийся на смертельных атаках) и монах (подкласс священника, мастер мистических боевых искусств). Эти классы исчезли только в AD&D2, и то регулярно всплывали в дополнениях разной степени официальности.

Новые правила включали в себя систему локаций, в которой каждая часть тела имела свой счётчик хитпоинтов, вероятность попадания определялась ростом и длиной оружия персонажей, а при полной потере хитов персонаж считался покалеченным или убитым. В дополнение также вошли правила по подводным приключениям: плаванию, эффектам от повышенной нагрузки под водой, влиянию водной среды на оружие и заклинания. Описанные монстры и оснащение также предназначались для подводных приключений.


First Fantasy Campaign

В 1977 году вышло дополнение «First Fantasy Campaign» того же автора, изданное Judges Guild. В нём даны сведения непосредственно по игровому миру Блэкмура — описываются баронства, крепости, история правителей и подробности о подземелье Блэкмур. Также туда вошли дополнительные правила по созданию жилищ монстров, по интересам и профессиям персонажей (охоте, фермерству, ловле рыбы и т. п.). В книге содержалась карта 12-уровневого подземелья Блэкмур (плюс пяти уровней замка над ним).
Переиздания книги выходили в 1979 и 1980 годах.

Серия модулей DA

Хотя Арнесон и покинул TSR в начале восьмидесятых, Блэкмур остался частью мира D&D и упоминался во многих последующих дополнениях. Например, в переизданном описании Грейхока для Advanced Dungeons & Dragons название «Блэкмур» носило баронство, расположенное в северо-западной части мира на болотистой местности к югу от Земли Чёрного льда. В описании территории Блэкмура одним из интересных мест упоминался Город богов, который будет позже описан в одноимённом модуле DA3.


По ряду причин TSR издавала две версии D&D: продвинутую (Advanced) и базовую (Basic). После выхода ряда дополнений базовая редакция обзавелась собственным сеттингом, который сперва назывался просто «известным миром» (англ. The Known World), а позже получил название — Мистара. В истории Мистары Блэкмур играл роль легендарного прошлого мира — он существовал в отдалённом прошлом Мистары, достиг высокого уровня технологического развития и был уничтожен глобальной техногенной катастрофой, сместившей саму ось планеты.

Хотя Блэкмур стал являться частью одного из официальных миров TSR, непосредственно по сеттингу, каким его видел Арнесон, информации практически не было. Это положение дел было исправлено с выходом в 1986—1987 годах серии модулей DA для персонажей 10-14 уровня, в которых те отправлялись в прошлое Мистары и посещали Блэкмур.


- DA1 «Adventures in Blackmoor» («Приключения в Блэкмуре») в общем описывал географию и политику мира, а также методы перемещения туда персонажей.

- DA2 «Temple of the Frog» («Храм жабы») представлял собой расширенную версию одноимённого модуля из Supplement II.

- DA3 «City of the Gods» («Город богов») был посвящён исследованию космического корабля, упавшего вблизи королевства Блэкмур — источника сознательных анахронизмов сеттинга.

- DA4 «The Duchy of Ten» («Герцогство Десяти») предлагал персонажам вступить в схватку с нашествием варваров. Это был единственный модуль серии, не основанный на заметках первоначальной кампании Арнесона.

- DA5 «City of Blackmoor» был объявлен, но его разработка так и не началась.


Хотя дополнений непосредственно о Блэкмуре больше не выходило, он упоминался в позднейших изданиях по Мистаре. Например, в эпическом приключении «The Wrath of the Immortals» («Гнев бессмертных»), описывающем войну, охватившую как землю, так и небеса, кульминацией модуля являлось нахождение сохранившегося центра управления космического корабля, упавшего вблизи Блэкмура тысячелетия назад.

Дополнения для системы D20

После того, как разработка Basic D&D и мира Мистары была прекращена компанией Wizards of the Coast, компания Zeitgeist Games, в которой Арнесон работал вплоть до своей смерти, совместно с издательством Goodman Games опубликовала в 2004 году вариант сеттинга под D20 System, «Dave Arneson’s Blackmoor Campaign Setting». Goodman и Zeitgeist совместно выпустили также модуль «Dave Arneson’s Blackmoor: The Redwood Scar» (2004 год) и дополнение «Dave Arneson’s Blackmoor: The Wizards Cabal» (2005 год).


С 2006 года Zeitgeist Games занялась издательской деятельностью самостоятельно. Тогда вышло переиздание Blackmoor Campaign Setting в мягкой обложке, книга Dungeons of Castle Blackmoor в твёрдой обложке, дополнение Player’s Guide to Blackmoor и переизданный под D20 System модуль «Temple of the Frog».

Четвёртая редакция

В 2008 году компания Code Monkey Publishing объявила о заключении соглашения с Zeitgeist Games, по условиям которого Code Monkey издали бы версию Блэкмура для новой, четвёртой, редакции Dungeons & Dragons. Объявленные книги включали переиздание сеттинга под правила D&D4 и три новых дополнения, описывающих Блэкмур через некоторое количество лет.


Hollow World

Hollow World (русПолый мир) — субсеттинг мира Mystara. Издавался c 1990 года, с 1999 года официально не поддерживается. Полый мир расположен внутри планеты Мистара, на внутренней поверхности её коры. Он освещён внутренним светилом в центре Мистары — небольшим вечно-красным солнцем. Полый мир является своего рода «музеем», сохраняющим то, что исчезло из внешнего мира. Существование Полого мира малоизвестно для жителей внешней поверхности Мистары. Входы в Полый мир расположены на полюсах планеты и в принципе доступны, хотя и ограждены областями холода, штормов и антимагии. Края этих огромных отверстий настолько закруглены, что путешественники не замечают, что переходят из внешнего мира во внутренний, пока не сталкиваются с чудесами Полого мира.

Полый мир был обнаружен древним Бессмертным, известным как Ка Хранитель (англ. Ka the Preserver), который начал жизнь огромным динозавром. Ка решил использовать внутреннюю поверхность Мистары как убежище и заповедник для существ, которым грозило исчезновение. Помимо животных, в Полом мире укрылось также несколько разумных рас — зверолюди (Beastmen), брутмены (Brutemen), каббиты (Kubbits), кругельские орки (Krugel Orcs), мальфеггийские ящеролюды (Malpheggi Lizardmen).


Географически Полый мир включает в себя четыре континента — Аэрсиал (Aercial), Исирия (Iciria), Йомфур (Jomphur) и Суридал (Suridal), а также крупные архипелаги Анати (Anathy Archipelago), Хагварские острова (The Hagvar Islands) и Винтиллианские острова (The Wintillian Islands).

Внутри Полого мира существа извне серьёзно ограничены в использовании магии из-за установленной Бессмертными защиты, которая делает многие заклинания недоступными или недействующими. В Полом мире происходит действие компьютерной игры «Dungeons and Dragons: Warriors of the Eternal Sun» (1992 год).


Savage Coast & Red Steel

Red Steel — пересмотренный сеттинг Savage Coast (с 1994 года). Savage Coast (Дикий берег) — сеттинг для Dungeons & Dragons, часть мира Mystara. Первоначально описывался в материалах по Мистаре, позднее превращён в отдельный, почти независимый от остального мира сеттинг.

Географически Дикий берег представляет собой область побережья длиной около двух тысяч миль, расположенную в двух тысячах миль к западу от Известного мира Мистары. Дикий берег поражён Красным проклятием (Red Curse), магической болезнью, вызывающей смертельные мутации у людей. Единственным спасением от этой болезни является постоянное ношение в контакте с телом предметов из металла «синнабрил» (cinnabryl).


Впервые Дикий берег был описан в приключении X9 «The Savage Coast» для «Dungeons & Dragons Expert Set», а затем описание было расширено в приключении «Tortles of the Purple Sage», опубликованном в 6-7 номерах журнала «Dungeon» (1987 год). Ещё более детальное описание Дикого берега было дано в двух сериях статей в журнале «Dragon»: «The Princess Ark» и «Known World Grimoire». Эти статьи затем частично вошли в дополнение «Champions of Mystara» (1993 год).

В 1994 году Дикий берег был превращён в отдельный игровой сеттинг Red Steel (Красная сталь), описываемый в коробке «Red Steel». В следующем году появилось дополнение «Savage Baronies». Эти книги, в отличие от предыдущих, были выпущены для второй редакции Advanced Dungeons & Dragons.


В 1996 году сеттинг был пересмотрен и выпущен в линейке «Advanced Dungeons & Dragons: Odyssey» в виде трёх онлайновых продуктов, доступных для свободного скачивания: базовой сеттинговой книги «Savage Coast Campaign Book» (авторы Tim Beach, Bruce Heard), дополнения «Savage Coast: Orc’s Head» и бестиария «Savage Coast Monstrous Compendium Appendix». В дальнейшем сеттинг официально не поддерживался.


Комментариев нет:

Отправить комментарий