12 июн. 2013 г.

FALLOUT3. Я Долго Шел И Вот Я Здесь


Перед началом игры нам сладким голосом рассказывают историю войн и уничтожений, о том, что люди всегда себя уничтожали, убивали друг друга ради чего угодно. И после ядерной войны это мания перешла совсем на новый уровень. Были созданы специальные убежища, где люди могли бы жить и процветать, спасаясь от губительной радиации... "Расскажи мне историю этого мира".
Собственно, с этой мыслью мы и рождаемся на свет. Наша мать Кэтрин, а отец - Джеймс. Мать лежит у доктора на операционной кушетке, и ее расставленные ноги мы не видим. Отец стоит рядом и задает глупые вопросы, от которых весьма вовремя перед нашими глазами мелькают интерфейсы природоощущения нашего "Я". Выбираем имя (какой-нибудь Pangimun), пол, что немаловажно, ибо с телом девушки, но с психикой парня, нам будет трудно в этом мире. За пределами убежища 101, в котором мы родились, учесть всех женщин - карьера порноактрисы на задворках разломанных домов.
Выбираем, расу (родиться у белых может даже черный, и это-то в изолированном убежище; черных в нем не так много, так что найти истинного отца ребенка будет не сложно:)) внешность, цвет волос и прочую мудистику. И вот, время скачет вперед. Проходит год, и мы вполне взрослые, в детской коляске, похожей больше на загон для скота, гудим и лопочем. Вполне осознанно открывает задвижку двери, выходим в центр комнаты и начинаем исследовать мир, прыгать и читать разные книжки.
Одной из первых наших прочитанных трудов становится детская книга SPECIAL, с описание человеческих навыков, сил и джедайских воздействий. Что, как, к чему и для чего применять. Сила, выносливость, ловкость. Соответственно, нам тоже предлагается показать и поделиться, какие же у нас характеристики, распределив пару очков, штук 5-10. "Игра" нам нравится, мы планируем себя заранее, какие же мы будем, когда вырастем, не считая того, что у нас уже нефиговая генетика самовыбора с рождения.
Наш папа доктор, может именно поэтому у нас такая нехилая способность к созидательству. Проходит еще каких-то 9 лет, а мы уже вовсю взрослые. В колпаке на своем дне рождения, кушаем пирожки, бегаем в кафе мимо столов и разговариваем со всеми. Так сказать веселимся на праздник, ибо большего взаимодействия с миром нам и не дали. Только прыгать, бегать, говорить и стрелять. Даже нельзя ничего разрушить. Мне кажется, что при рождении была намного больше свободы выбора. Парадокс.
Смотритель Убежища, "Папа"-оберегатель всех здешних жителей, дарит нам на 10-тилетие наручный Пип-бой 3000, в котором можно просмотреть все наши навыки, способности, снаряжение, инвентарь, карту местности, задания и различные заметки + листовочки из старого Playboy'я. Круто, самый лучший подарок моей жизни. Нас все искренне поздравляют, ни грамма сомнения что это именно наш праздник. Местный задира и хулиган Буч (у всех был такой в детстве, урод и дегенерат) пытается отнять у нас кексик, но мы вовремя отвешиваем ему леща. Вы его еще встретите и узнаете, какой же он засранец.
С этого места начинается настоящее веселье. Отец приглашает прогуляться до реакторного уровня, где по его словам доктор Джонас, напарник папы, приготовил подарок-сюрприз. Я пошел обследовать местные уровни, примечая анимацию, текстуры, дизайн коридоров и физику мира. Внизу оказался тир, а сюрприз - это то, что отец с Джонасом дарят вполне настоящую винтовку. Я беру винтовку, стреляю по мишеням, измеряя реалистичность стрельбы и отдачи, и понимаю, что всё сделано на уровне старого Wolfenstein'а
Мимо пробегающий радтаракан был мной безжалостно застрелен. Я конечно, не хотел стрелять, но истерические крики папы "убей его, убей" заставили меня это сделать, да и покушался он на мои мишени как-никак. Именно после этого момента я понял, что могу убивать. И вполне реально. В кармане не пули, а картечь шпонок, но и этого нам хватит, чтобы всех перестрелять в убежище.

Что нам предлагают дальше. Я сразу же переношусь во времени аж на 6 лет спустя, и мне 16. По всем меркам пора сдавать государственный квалификационный экзамен на профориентацию, называемый КОЗА. Он должен определить какая профессия мне больше подходит. Персонажу искренне не хочется на него идти, типа болит живот, но топать приходится, я же ведь хочу узнать, что это за экзамен. Перед этим посещаю рабочий компьютер отца и узнаю пару вещей: в лаборатории он с Джонасом проводит эксперименты с репродукцией и какими-то водными чипами.
Здесь же содержаться данные о некоторых пациентах, описывается странное болезненное состояние Джонаса, охарактеризовываются отношения Смотрителя и его дочери Аматы и описываются их совместные визиты к доктору. Смотритель блюдет порядок и следит, чтобы его дочь не залетела еще с раннего возраста, где-то лет с 10, как раз наверно с моего день рождения. На пути к классу нам встречается шайка парней, пристающих к Амате. Это повзрослевший и еще более долбанутый Буч со своей собственной сколоченной на скорую руку шайкой Туннельные Змеи.

Уж не помню, что я им плел, но они от Аматы отстали, хотя наверно хотели ее немножко изнасиловать перед уроком, по-быстрячку. Ей с нами повезло, и в благодарность она после говорит постоянно одну и ту же фразу "спасибо бла-бла-бла и так далее... до свидания". Как заело. Ох, уж эта умная Амата, и в частности все девушки. Я захожу в класс, болтаю со всеми и сажусь на свое место. Раскрывается занавес и учитель Броч, встав напротив экрана, начинает психологический тест. К слову сказать, он совсем не добрый. Экзамен предлагает на обдумывание такие вопросы, как "что вы сделаете с запертой дверью, чтобы войти... взорвете, уйдете или откроете отмычкой?"

Или даже есть такие "что вы сделаете с взбесившейся бабушкой, пытающейся вас убить", или "что сделаете с мальчиком, укравшим вещь". Отвечаю на вопросы правильно, как мне кажется, но по результатам оказывается, что я достоин только специальности - копатель древностей, археолог короче. Мы всю жизнь мечтали о такой профессии. Ученицы, весьма стройные, молодые и красивые, проходя мимо меня к учителю (я сдавал последний), странно смотрели на меня. По коже пробегали мурашки, я ощущал себя последним мужчиной на земле. Странно. Странно женщины здесь себя ведут.

Невольно хочется задать вопрос разработчикам, в чем собственно причина сего. Они женоненавистны? Нет? Почему же тогда, когда я принял результаты своего экзамены, я обнаружил среди списка способностей талант, увеличивающий дамаг по врагу женского пола на 10%. Женоубийца. Впоследствии, путешествуя по развалинам на поверхности я много и много раз натыкался на варваров-, контрабандистов- и бандитов-девушек. Действительно ли это отсылка к миру, где все мужчины вымерли или я ошибаюсь. В завершение наших мысленных мытарств перед глазами возникает окно распределения навыков, где нам предлагается выбрать в соответствии с нашими боевыми интересами три навыка и вкинуть в них по очку, тем самым подняв на n-ое количество пунктов начальные значения этих навыков. Бонусное повышение перед развитием во вселенной фолаут...

Нам наверно снились кошмары, потому что просыпаемся мы очень беспокойные и нервные. персонаж открывает глаза, тело лежит на койке, а я весь во внимании, куда бы пойти и что бы сделать. Когда же мне дадут свободу, безграничный мир и нелинейность событий. Перед собой я вижу Амату. Она взволнованна. Оказывается, охрана убежища убила Джонаса, а мой отец ушел из убежища. Нас же самих ищет Смотритель, то ли допросить, то ли наказать. По сценарию персонаж должен решиться на побег и я в этом ему помогу. Необходимо уходить из убежища.
Я понимаю, что единственный путь - пробраться в кабинет Смотрителя, найти потайной туннель и выйти наружу. Смогу ли я открыть замок двери, ведь у меня только одна заколка. Я не владею ключом. И где вообще этот ключ. В кабинете Смотрителя? В кабинет, скорей в кабинет. Амата дает пистолет, но патроны я почему-то не хочу тратить. Их мало, а жизнь у меня одна. Возьму лучше биту и может быть удастся не привлекать внимание неагрессивными действиями. Или это не та игра?

Договорившись с Аматой встретиться где-то возле убежища, я выхожу в коридор. Аварийный свет, звучат сирены, мебель вокруг поломана и разбросана. Не так давно случилось нападение на убежище радтараканов и все в панике. Как они боятся этих мелких созданий с батон, я иду и спокойно их луплю битой, продвигаясь всё дальше и дальше, сдираю с них мясо и ем. По пути я захожу в знакомое по детству кафе, встречаю испуганного Буча, наложившего в штаны, обыскиваю всё подряд. Его мать атаковали в комнате тараканы и вот-вот скоро сожрут. Он слезно просит о помощи (гад и трус) и я помогаю. Раскидываю тараканов, освобождаю мать, смотрю с презрением на Буча. Молокосос, он меня еще и крутым считает. Ну да ладно.

Это не самое страшное что я видел. Я видел как заживо расстреливают людей, спасающихся бегством от монстров, разрушений и пожара, как убивали невинных школьников. Один из охранников попытался меня споимать, но пуль мне было жаль на эту тварь, поэтому я забил его американской битой. Игру делали те же люди, что и TES, те же что и Морровинд, те же что и Обливион. Вот откуда эта до боли знакомая нелепость размашистых ударов палкой. Движок - в точности перенесенный с Обливиона, с точностью до микрокода, только добавили пушек. Позже я заметил, что даже монстры бегают так же, немного смахивающие на морровиндовских. Всё чаще и чаще возникало чувство ностальгии и дежа вю. Много лет, проведенных в мире хроник, мммм...

Забил я битой досмерти и Смотрителя, когда его нашел, вместе с офицером Маком, в наказание за все злодения. Хотя он вроде и намекал, что лучше этого не делать. Я не поверил, да и по разговору получилось так, что он сам первый стал агрессивным. Уже после этого, когда я стоял над двумя трупами в крови и размышлял о смысле жизни, сзади подбежала Амата вся в слезах. И тут я понял, что игра нелинейна, что в ней возможны десятки вариантов развития событий, что возможно, сказав что-то другое, я бы может быть сохранил жизнь Смотрителю, что я мог например запереть его в камере, которую заметил позже напротив. Да и вообще этот кабинет со Смотрителем можно было и обойти, хоть у этого дяди и был ключ от туннеля. Запасной ключ я потом нашел в одном из апартаментов рядом с офисом Смотрителя, а сам пароль был так же оставлен в шкафчике. Это и была суть многовариантности прохождения. Я совершил ошибку и Амату было жаль. Таким образом, персонажа уже ничего не держало в этом убежище и я готов был покинуть его.