20 июн. 2022 г.

DUNE. Образы Дюны

К сожалению, я посмотрел новую экранизацию фантастического романа "Дюна" не сразу после выхода, а через несколько недель, а потому не хочу догонять поезд с обзорами, так как все уже посмотрели и высказались. Если всё-таки интересно моё мнение, то кратко выскажусь в конце. Итак, о "Дюне" Вильнёва: что вы могли упустить в фильме, если не читали книгу.

Зато во время просмотра я обратил внимание на то, что в фильме есть вещи, которые могут быть непонятны тем, кто оригинальный роман Фрэнка Герберта не читал.

То есть режиссёр Дени Вильнёв не рассказал, а показал некоторые детали мира "Дюны". Безусловно, это очень правильный и в то же время сложный ход, однако неподготовленному зрителю может понадобиться некоторое пояснение.

Если кратко, то "Дюна" это...

...история молодого аристократа Пола из дома Атрейдес времён Галактической Империи далёкого будущего. Семью Пола по приказу падишах-императора отправляют на Арракис — единственную планету, где добывается "пряность" (спайс).

Это вещество обладает целым рядом удивительных свойств, в том числе без него невозможны космические перелёты, а потому оно практически бесценно. Казалось бы, управление Арракисом — огромная честь и выгода, однако Атрейдесы попадают в смертельную ловушку.

"Дюна" — это мощное сочетание интриг космических аристократов, приключений в опасной, но прекрасной пустыне, где процветают культы воды и гигантских червей, а также евгеника, предательства и древние пророчества, глубокие размышления о сути политики, войн, религии и экологии.

Книгу ранее уже экранизировали, теперь за неё взялся режиссёр фильмов "Пленницы", "Убийца", "Прибытие" и "Бегущий по лезвию 2049". Вильнёв экранизировал только первую часть книги, не став втискивать масштабный роман в хронометраж прокатной кинокартины. А потому за скобками остались несколько моментов, которые, как мне кажется, вызвали бы вопросы, если бы я не читал книгу и ничего не знал о мире "Дюны" до похода в кино.

Щит и меч

Почему в мире далёкого будущего практикуется бой с холодным оружием?

Всё дело в массовом распространении силовых щитов, от персональных, которых хватает лишь на фигуру одного человека, до таких огромных, что их будет достаточно, чтобы защитить здание или корабль.

Силовой щит может остановить быстро движущийся объект, например пулю или выпад клинком, однако пропустит медленный. Герои "Дюны" в фильме практикуют тактику боя, когда атакующий быстро замахивается и наносит удар, но в конце чуть замедляет руку с холодным оружием, чтобы проникнуть под щит.

В фильме Вильнёва это визуализировано с помощью цветов: при прохождении объекта щит окрашивается в тревожный красный, синий же говорит о стабильности защиты и высокой скорости удара.

К слову, в "Дюне" против щитов не используют лучемёты (лазерное оружие): при попадании в щит может произойти субатомный взрыв, который, безусловно, опасен и для стрелка.

Думающие машины

При просмотре фильма также может возникнуть вопрос о том, почему зрителям практически не показывают никаких продвинутых технологий (кроме космических кораблей), никаких компьютеров, роботов и прочее.

Дело в том, что задолго до событий "Дюны" разразилась война с восставшими машинами, названная Батлерианским джихадом. "Крестовый поход" против искусственного интеллекта привёл к уничтожению "думающих машин" и запрету на их использование.

Кроме того, именно после Батлерианского джихада была основана империя во главе с падишах-императором от дома Коррино, чей род был правящим около 10 тысяч лет.

Люди-компьютеры

Вместо машин в мире "Дюны" используются ментаты — люди-компьютеры.

Они способны не только производить сложные вычисления в уме, но и анализировать большие объёмы данных, чтобы сделать краткий, но чрезвычайно полезный вывод по текущему вопросу. В фильме Вильнёва нам показывают "вычисления" ментатов с помощью "закатывания" глаз.

Из-за своих способностей ментаты используются главами домов в качестве ценных военных советников и аналитиков. Причём обучать навыкам ментата могут и в "нагрузку", дополнительно к основной профессии.

К слову, в книге отмечалось, что способностями ментата обладал и Пол Атрейдес.

О "Дюне" Вильнёва

Всё, о чём я написал выше, а также некоторые другие претензии — жалкие придирки, ничто перед титанической задачей, на которую храбро замахнулся Вильнёв.

Визуально его экранизация "Дюны" прекрасна, чуть ли не каждый кадр можно поставить на заставку. Дух мрачного "футуристического средневековья", на мой взгляд, передан просто отлично.

Музыка Ханса Циммера только добавляет атмосферы, настраивая на подходящее настроение (ссылка на саундтрек).

Каждый актёр на своём месте, разве что некоторым урезали роли (прости, Питер, ты оказался не так интересен режиссёру), некоторым выделили мало экранного времени, чтобы раскрыться (мы понимаем, что барон коварен, но погрузиться в его гадкие мысли не удаётся).

Мне не понравилась разве что Чани — по какой-то причине я не ощутил никакой "химии" между персонажами Зендеи и Тимоти Шаламе, не верилось, что именно её Пол видел в пророческих снах. Возможно, Вильнёв приготовил для неё что-то особенное: в августе режиссёр заявлял, что Чани должна стать чуть ли не главным героем второй "Дюны".

К слову, в фильме присутствует ряд сцен и событий, которых не было в книге, особенно в начале, однако они не показались мне чересчур излишними — большая часть фильма следует прямо по книге. Хотя сцена с "приходом" Пола у харвестера очень странная. К сожалению, есть и опущенные создателями фильма моменты, не без этого.

Кроме того, есть несколько странных моментов, похожих на неуместную шутку Айдахо в адрес Пола, которые могут разрушить для кого-то атмосферу.

Что касается финала, то мы же с самого начала знали, что это экранизация лишь первой части книги. Понятно, что нельзя адекватно адаптировать такую объёмную и непростую книгу в рамках одного фильма. Я воспринимаю это как возможность передохнуть, взять паузу и затаиться в ожидании продолжения — его судьба зависит от того, как покажет себя первая часть.

По поводу "недораскрытия" лора "Дюны": мне кажется, это связано, в первую очередь, с ограниченностью хронометража, а во-вторых, с потенциальным желанием правообладателей расширять эту вселенную за счёт других медиапродуктов.

Например, уже анонсирован сериал, основанный на книге Брайана Герберта, сына создателя оригинальной "Дюны", и фантаста Кевина Андерсона "Дюна: Орден Сестёр". Книга подробно рассказывает о загадочном ордене Бене Гессерит. С этим, как мне кажется, и связано незначительное освещение этой могущественной организации в фильме Вильнёва, который, к слову, поставит пилотный эпизод сериала.

Если кратко: фильм "Дюна" офигенен, я доволен, жду продолжение.

Cай-фай ревью (SFR)


Комментариев нет:

Отправить комментарий