17 янв. 2022 г.

Как Шахматы, Только Сложнее: Как Устроен Жанр MOBA

Жанр MOBA существует уже более 20 лет. Правила и основу заложил игрок с ником Aeon64, который придумал карту Aeon of Strife для первой Starcraft. В стратегии от Blizzard был бесплатный редактор карт, который позволил каждому создать нечто свое. Так появилось виртуальное поле с тремя линиями, персонажи без возможности развития и идея сражений с соперником. Правда, в Aeon of Strife пользователи бились против компьютера. В Defense of the Ancients, созданной человеком с ником Eul для Warcraft 3, уже сражались две команды.

Именно Eul и последующие за ним разработчики сформировали правила, которые стали каноном: появилась экономика, предметы, возможность развивать персонажа и многое другое. Самое главное, что виртуальное поле и основные принципы игр строились по правилам шахмат, где есть пешки, сильные и менее значительные фигуры, король, которого необходимо защищать, а также стратегии, связанные с захватом или отдачей пространства на доске.

Все это сегодня есть и в популярных играх, представляющих жанр MOBA. Например, в Dota 2 и League of Legends. Обе игры придумали создатели Defense of the Ancients, которые работали над ней в разные периоды.

MOBA расшифровывается как Multiplayer Online Battle Arena или же многопользовательская онлайновая арена. В списке спортивных дисциплин, одобренных министерством спорта Российской Федерации, жанр обозначается как боевая арена. В чем их суть: две команды по 5 человек сражаются друг с другом на виртуальном поле. Каждый игрок управляет выбранным героем, причем все персонажи отличаются характеристиками и способностями.

В ходе матча героя надо развивать, покупать ему снаряжение в виде артефактов и дополнительные расходники, которые обеспечивают видимость на определенном участке поля, дают здоровье или же помогают неожиданно атаковать. Все это делается для того, чтобы стать сильнее, превзойти соперника и уничтожить центральное здание на базе врага.

Детали, механики и прочие нюансы меняются от игры к игре, но принципы остаются незыблемыми. Сегодня жанр активно развивается в основном в мобильном сегменте. На компьютерах самые долгоживущие проекты — Dota 2 и League of Legends, для которых регулярно выходят обновления с новыми героями. Вдобавок по обеим играм ежегодно проводятся региональные лиги и чемпионаты мира.

В случае Dota 2, главный турнир года — это The International. Призовой фонд соревнований формируется за счет продаж тематических цифровых предметов. На юбилейный чемпионат, The International 10, который проходил в 2021 году, создателям удалось собрать более 40 миллионов долларов. Победителям из российской команды Team Spirit удалось заработать 18 миллионов от общего призового фонда.

В случае League of Legends, все пути ведут к Worlds. Так сокращенно называют чемпионат мира. Компания Riot Games пробовала разные подходы к формированию призового фонда. В последние три года сумма не меняется и составляет 2,2 миллиона долларов. На соревнованиях такого уровня команды из СНГ далеко не всегда дотягивают даже до группового этапа, не говоря уже о стадии плей-офф. В последний раз там выступала команда Albus NoX Luna в 2016 году. Однако клуб давно не существует, а некоторые его участники завершили карьеру.

В России тоже проходят соревнования по обеим дисциплинам. Компания Riot Games ежегодно отвечает за студенческую лигу и региональный чемпионат по League of Legends под названием Континентальная лига (или же LCL). В Dota 2 массовые соревнования проводит Федерация компьютерного спорта России.

Общественная организация устраивает отдельные турниры для школьников в рамках Школьной киберспортивной лиги и для студентов в рамках Всероссийской киберспортивной студенческой лиги, а также организовывает Чемпионат России и Кубок России, чтобы любители и люди, которые выступают на полупрофессиональном уровне, могли набраться опыта и дорасти до серьезных клубов. Наглядный тому пример — Магомед Collapse Халилов, который прошел путь от любителя до чемпиона мира в составе Team Spirit.

До пандемии чемпионаты более высокого профессионального уровня проводились в Москве. Ими занималась Epic Esports Events, которая прославилась на весь мир серией турниров EPICENTER. Сейчас компания проводит шестой сезон лиги Dota 2 Champions League и отвечает за региональный чемпионат серии Dota Pro Circuit в Восточной Европе. Три лучших команды турнира попадут на первый мэйджор сезона, где участники поборются за очки, которые так необходимы для попадания на The International.

Декабрь — переходный период для всех игровых студий, которые развивают киберспортивное направление. По крайней мере, так сейчас в League of Legends, в которой наступило межсезонье. В Dota 2 иная ситуация — там уже стартовали региональные лиги. В СНГ первое место в таблице после четырех матчей занимает команда PuckChamp. Чемпионы мира, Team Spirit, делят вторую и третью строчку с HellRaisers — у них по две победы в двух матчах и еще по две игры в запасе.

Источник: Игры Mail.Ru


Комментариев нет:

Отправить комментарий