Tomb Raider(c англ. «Расхитительница
гробниц») — кроссплатформенная компьютерная игра в жанре приключенческого
боевика от третьего лица с ролевыми элементами, вышедшая на PlayStation
3, Xbox 360 иPC 5 марта 2013 года, также известная под
названиями Tomb Raider 9, Tomb Raider: Ascension и Cryptids.
Игра была разработана американской студией Crystal Dynamics совместно
с канадской компанией Eidos Montreal и издана холдингом Square Enix.
Официальным дистрибьютором и локализатором в России стала
компания «1С-СофтКлаб».
Впоследствии была портирована на PlayStation
4 и Xbox One. Слоганом Tomb Raider служит фраза
«Рождение легенды» (англ. A survivor is born).
Проект,
представляющий собой перезапуск серии Tomb Raider, повествует о
молодой девушке-археологе Ларе Крофт, попавшей после кораблекрушения на
таинственный остров.
Основная концепция игры состоит в смене эмоционального образа протагонистки, которой необходимо сражаться в условиях дикой природы. Геймплей проекта строится на схватках с врагами, решении головоломок и изучении мира.
Основная концепция игры состоит в смене эмоционального образа протагонистки, которой необходимо сражаться в условиях дикой природы. Геймплей проекта строится на схватках с врагами, решении головоломок и изучении мира.
К основным игровым новшествам относятся появление системы
укрытий, побочных квестов и мультиплеера. Большинство ключевых
лиц, ответственных за написание сценария, создание музыкального сопровождения и
озвучивание, держалось студией в секрете долгое время. До релиза проекта
разработчиками устраивались презентации в различных странах, в том числе в США, России, Испании, ЮАР, Франции, Германии и Великобритании.
По итогам
многочисленных выставок Tomb Raider победила в номинациях на лучший экшен,
лучшийприключенческий боевик, лучший трейлер, стала лучшей игрой Electronic
Entertainment Expo, в общей сложности собрав более 150 наград. Большинство
обозревателей сочли перезагрузку удачной, но отметили внутренний дисбаланс
сюжета и игрового процесса. Похвалив высокую кинематографичность проекта,
качественное художественное исполнение, а также боевую систему, рецензенты
остались недовольны героями второго плана, многопользовательским режимом и
нереализованной концепцией выживания.
Сексуальное насилие вызвало
резко негативную реакцию у западных критиков. Продажи проекта, первоначально
оказавшиеся ниже ожидаемых, достигли запланированных 6 миллионов спустя
почти год после релиза. Tomb Raider является основой для третьей
экранизации серии, выпуск которой планируется GK Films в сотрудничестве с Metro-Goldwyn-Mayer.
Основы
Геймплей Tomb
Raider основывается на трёх столпах: сражениях с врагами, решении головоломок и
изучении мира. Общая продолжительность девятой части серии варьируется и в
среднем может достигать 12—15 часов. Видеоигра условно поделена на три части:
выживание, спасение и побег. Для того чтобы сделать её доступной для
максимально широкого круга пользователей, в ней используется несколько
уровней сложности: лёгкий, средний и сложный. Данные градации преимущественно
влияют на боевую систему.
В проекте присутствуют элементы нелинейности,
основанные на различных механиках игрового процесса. Tomb Raider поддерживает
систему достижений. Многие из них, по выражению создателей, достаточно
«веселы и забавны», а определённая их часть является пасхальными яйцами.
Получение того или иного достижения зависело от количества собранных
документов, реликвий, разграбленных гробниц, приобретённых навыков, убитых
врагов и отдельных способов расправы над ними.
Концепция уровней
претерпела существенные изменения — по задумке разработчиков, они стали
более нелинейными, создавая ощущение полуоткрытого мира. Игровые локации
делятся на зоны, между которыми можно свободно перемещаться, выполняя те или
иные задания. Бренд-директор серии Карл Стюарт отмечал, что студия постаралась
подарить геймерам как можно больше свободы, чтобы избавить игроков от ощущения
навязчивого прохода через цепочку скриптов. Исследование мира открывает
новые способности, а последние, в свою очередь — новые части уровня.
Все игровые квесты строятся
вокруг натуралистичной физической модели и базируются на контроле
массы и веса, свойствах огня, воды, ветра и различных материалов. Разработчики
не стали создавать полностью открытый мир, поскольку центральное место в
проекте занимает сюжет. Изобретение загадок являлось одной из наиболее сложных
проблем при проектировании уровней, так как они напрямую зависели от окружающей
обстановки, физики конкретной ситуации и определяли взаимодействие игрока с
внутриигровым миром.
В прошлых играх серии головоломки основывались на механике
рычагов и нажимных плит, в Tomb Raider же загадки более органично
вписаны в игровой контекст. Первые этапы игры построены таким образом, чтобы
обучить игрока правилам, по которым взаимодействуют различные предметы. В
проекте присутствуют задачи с несколькими способами решения.