18 апр. 2014 г.

BS. Биошок Адама


BioShock — компьютерная игра в жанре шутера от первого лица и научной фантастики, разработанная компанией 2K Boston (позднее Irrational Games) и изданная 2K Games для Windows и Xbox 360 в 2007 году. В 2008 году была выпущена портированная версия для PlayStation 3, в 2009 году — версия для OS X, разработанная компанией Feral Interactive. В России локализованную версию игры выпустила в октябре 2007 года компания 1С.


Игра, разработанная под руководством геймдизайнера Кена Левина, является духовным наследником игр System Shock и System Shock 2. Она не связана с ними сюжетно, но черпает из них ряд тем и элементов геймплея; ряд разработчиков игры ранее принимал участие в создании System Shock 2. Сценарий игры частично основан на творчестве и философии Айн Рэнд, в частности, её книге «Атлант расправил плечи» (1957).



Действие Bioshock происходит в 1960 году; её главный герой, молодой человек по имени Джек, в результате авиакатастрофы попадает в подводный город Восторг, скрытый на дне Атлантического океана. Восторг был создан миллионером Эндрю Райаном в качестве идеального, с его точки зрения, общества, но открытие вещества под названием АДАМ, дающего людям сверхчеловеческие силы, раскололо общество Восторга и в конечном счёте привело к падению утопии. Джек под управлением игрока обследует заброшенные и населённые враждебными мутантами уровни Восторга.



Сюжет игры подается через аудиозаписи и радиопереговоры с немногочисленными дружественными персонажами. Будучи шутером от первого лица, Bioshock содержит и элементы ролевых игр: игроку позволено улучшать своё оружие и способности, преодолевать препятствия несколькими возможными способами, а также принимать неоднозначные моральные решения — например, оставить ли определённых персонажей в живых или убить.



Игра снискала очень высокие оценки критики; игровая пресса оценила в первую очередь философский сценарий игры, и необычный, детально проработанный мир. Она получила ряд престижных наград, в том числе звание «Игры года» от BAFTA, Game Informer, Spike Video Game Awards и IGN. В 2010 году было выпущено прямое продолжение — игра Bioshock 2, разработанная 2K Marin, а в 2013 — собственный «духовный наследник», игра BioShock Infinite, разработанная Irrational Games.


Предыстория

Город Восторг был построен тайно на дне Атлантического океана в 1946 году промышленным магнатом Эндрю Райаном. Он имел автономную систему питания, основанную на геотермальной энергии, комплексы по очистке воды, добыче морепродуктов, охране правопорядка и пр. В 1950-е жителями Восторга были несколько тысяч человек (преимущественно беженцы из павшей Германии и разъединённой Кореи), каждого из которых Райан считал достойнейшим из достойных. Чтобы сохранить существование Восторга в тайне, Райан запретил любые контакты с внешним миром.



В течение нескольких лет Восторг был именно таким, каким хотел видеть его Эндрю Райан: раем свободных людей, городом, свободным от религии, правительства или любой другой формы власти. Запрет на контакты с внешним миром послужил причиной для возникновения чёрного рынка, оказавшегося в руках Фрэнка Фонтейна, бывшего бандита и уголовника. За короткий срок Фонтейну удалось накопить огромное состояние.



Неожиданно научное открытие нарушило равновесие в городе. Немецкая учёная-генетик Бриджит Тененбаум обнаружила уникальные свойства одного из видов морских моллюсков, которые могли вырабатывать вещество АДАМ, способное излечивать любые раны и болезни. Фонтейн согласился финансировать её исследования и создал компанию Fontaine Futuristics, которая стала разрабатывать на его основе серии генетических модификаций под названием «плазмиды», дающие людям сверхспособности (для их использования требовалась сыворотка под названием ЕВА). АДАМ вызывал у принимающего абсолютную зависимость, замещая клетки человека своими, чрезмерное употребление вещества приводило к изменению разума и внешности в худшую сторону.



Растущее потребление АДАМа привело к его нехватке; доктор Тененбаум обнаружила, что моллюск, помещённый в тело хозяина, производит АДАМа в 10—20 раз больше. Такими «хозяевами» стали маленькие девочки, которых стали называть Маленькими Сестричками. Для этого Фонтейн создал приюты, куда поступали сироты, потерявшиеся или отнятые у родителей девочки. Потом из них «изготавливали» Маленьких Сестричек, имплантируя моллюска в брюшную полость и обучая собирать АДАМ из трупов.



Производство плазмидов и генетических тоников на основе АДАМа приносило огромную прибыль Фонтейну, и на его основе он создал армию мутантов. Ужаснувшись тем изменениям, которые произошли в городе по вине Фонтейна, Райан решает уничтожить его империю, люди Райана уничтожают Фонтейна в перестрелке с его бандитами. Райан прибирает к рукам все компании Фонтейна, нарушив свой же основной принцип свободного предпринимательства. Используя разработанные в Fontaine Futuristics технологии, Райан многократно увеличивает производство плазмидов, что ведёт к быстрой деградации горожан.



Часть граждан города, возмущённых возрастающей диктатурой Райана, начинает вести отчаянную борьбу против него. Через некоторое время после смерти Фонтейна в Восторге появляется человек по имени Атлас. Он быстро завоёвывает популярность среди населения, доведённого до отчаяния репрессиями Райана. Атлас становится лидером Сопротивления, его власть быстро возрастает и начинает преобладать над властью Райана.



К тому моменту, как главный герой попадает в город, лишь немногие люди остались нормальными, они выжили, заперевшись в своих домах и лабораториях. Город населяют агрессивные сумасшедшие сплайсеры (англ. Splicers), мутировавшие жители города. Сестрички, вышедшие из-под контроля учёных, продолжают свою работу собирания АДАМа из тел мёртвых, путешествуя по залам Восторга со своими Папочками-телохранителями.



Погибшая утопия доказала абсурдность идеалов Эндрю Райана. Столкнувшись с реальностью, Райан стал диктатором. АДАМ лишь стал катализатором разложения общества Восторга, главной причиной его гибели стал отказ от общечеловеческой морали


Игра

Игрок управляет главным персонажем по имени Джек. В 1960 году Джек оказывается единственным выжившим пассажиром авиалайнера, который падает посредине Атлантического океана, рядом с тайным входом в Восторг. Джеку ничего не остаётся, как подплыть ко входу, представляющему собой высокий маяк, и спуститься в батисфере в город. Когда он прибывает в батисфере в неведомое ему место, с ним по рации связывается Атлас. Он предлагает помощь и становится для Джека единственной спасительной ниточкой в этом месте.



Джек узнаёт, что находится в городе, который погружен в хаос и населён мутантами и призраками. Атлас рассказывает Джеку, что человек, который создал этот город, Эндрю Райан, почему-то сейчас решил его разрушить. Райан следит за каждым движением Джека через камеры охраны, считая его агентом либо ЦРУ, либо КГБ и постоянно пытается уничтожить, активируя охранные системы и насылая на него агрессивных мутантов, которыми, по словам Атласа, управляет с помощью феромонов.



Чтобы Джеку было проще выжить, Атлас знакомит его с возможностями АДАМа и рассказывает ему о том, что это такое и что добыть его можно из Маленьких Сестричек. Когда Джек впервые встречается с Сестричкой, Атлас старается убедить его, что для выживания нужно их убивать, но неожиданно появляется Тененбаум, которая просит Джека освободить девочек от страданий. Для этого она даёт Джеку особый плазмид, который позволяет вернуть Маленьким Сестричкам человеческую сущность. Сделав это, Джек получает лишь часть от всей дозы АДАМа, содержащейся в Сестричке, но доктор Тененбаум обещает награждать Джека за спасение девочек. Решением убивать или спасти Сестричек игрок определяет концовку игры.



Атлас просит Джека помочь ему освободить его семью, которая заперта в батисфере в Дарах Нептуна. Но как только Джек по тайной тропе контрабандистов приходит к батисфере, Райан взрывает её. Обезумевший от горя Атлас клянется отомстить Райану и не сомневается, что Джек, уже настроенный против Райана, поможет ему. Джек попадает в Аркадию, парк, который обеспечивает кислород всему городу, где Райан вновь проявляет свою кровавую натуру: он отравляет деревья ядовитым газом, а потом на глазах Джека убивает Джулию Лангфорд, которая знала, как спасти деревья.



Следуя рекомендациям Джулии, которые ей всё-таки удалось оставить, и советам Атласа, Джеку удаётся спасти Аркадию. Пройдя через Форт «Весёлый» Джек попадает в Гефест — место, где находится центр управления Восторгом. Атлас предупреждает Джека, что Райан теперь во всеоружии и Джеку ничего не остаётся, как пойти в офис Райана и разделаться с ним, иначе он убьёт их обоих.



Джеку удаётся взломать охранную систему офиса Райана. Но, когда тот видит Джека воочию, он понимает, что тот его собственная плоть и кровь — его сын. Он не может поднять руку на своего сына и решает с его помощью покончить с собой, но перед этим он открывает Джеку глаза на то, что тот лишь исполнял чужие приказы и демонстрирует это, приказав с помощью фразы «будь любезен» убить себя. После гибели Райана Джек с помощью генетического ключа Райана останавливает запущенную им процедуру разрушения города.



Ощущая свой триумф и полную безнаказанность Атлас, смеясь, признается Джеку, что никакого Атласа никогда не было, и он на самом деле Фрэнк Фонтейн. А Джек был закодирован исполнять любые приказы, как только ему скажут фразу «будь любезен». После остановки процедуры разрушения включается система безопасности офиса Райана, но Джека успевают спасти доктор Тененбаум и вылеченные Сестрички.



Джек попадает в дом Тененбаум, где живут Сестрички, излеченные от воздействия АДАМа. Тененбаум рассказывает Джеку, что он был послушным инструментом Фонтейна, а доктор Сушонг внедрил в мозг Джека фальшивые воспоминания и команды, с помощью которых Фонтейн руководил Джеком. Ей удаётся снять часть кодирования, с помощью которого Фонтейн мог руководить действиями Джека. Чтобы больше узнать о том, что с ним делали, Джек направляется в квартиру Сушонга.



Фонтейн, узнав, что Джек больше не подчиняется кодовой фразе, приходит в ярость. Но у него остаётся возможность приостанавливать работу сердца Джека, отнимая у него здоровье. Обыскав апартаменты Сушонга, Джек узнает, что тот сделал специальное средство под номером 192 по приказу Фонтейна, который боялся потерять свою власть. Это средство снимает ментальную зависимость от АДАМа. Тененбаум вспоминает, что украла какое-то секретное средство у Сушонга, и теперь понимает, что оно значило. Но в её квартире Джек средства не находит, потому что до этого её обыскали люди Фонтейна.



Тененбаум предполагает, что средство находится в доме Фонтейна и её догадка оказывается верной: Джек, обыскав дом, находит средство. Но его оказывается слишком мало, что к тому же приводит к проявлению побочного эффекта: Джек больше не может контролировать активацию необходимых ему плазмидов и поэтому вынужден искать ещё одну дозу средства под номером 192. Тененбаум советует Джеку обыскать люксы Меркурия, где находилась лаборатория Сушонга. В лаборатории Сушонга Джек находит ещё одну дозу средства и после того, как принимает её, побочные эффекты устраняются.



Освободившись от влияния Фонтейна, Джек получает возможность наконец осуществить свою месть. Чтобы добраться до Фонтейна, Тененбаум предлагает Джеку замаскироваться под Большого папочку, тогда одна из сестричек проведёт его к нему. По прибытии Джека, Фонтейн принимает огромную дозу АДАМа, становясь похожим на Атланта. В конце концов, Джеку и Сестричкам удаётся победить Фонтейна.


BioShock 2

11 марта 2008 года 2K официально заявила о разработке студией 2K Marin сиквела игры, BioShock 2. В интервью, данном в августе 2008 года, Кен Левин (англ. Ken Levine) сообщил, что студия 2K Boston, работавшая над оригинальной игрой, не будет принимать участия в разработке прямого продолжения, поскольку решила «замахнуться на нечто большее», «совсем-совсем иное». Первой ласточкой стал тизер-трейлер, добавленный в версию Bioshock для PS3; в этом тизере продолжение фигурировало с подзаголовком BioShock 2: Sea of Dreams, хотя позже этот подзаголовок был удалён из названия.



Игра BioShock 2 была выпущена 9 февраля 2010 года одновременно для Microsoft Windows, PlayStation 3 и Xbox 360. Её действие происходит в Восторге в 1968 году, спустя восемь лет после событий оригинальной игры; после гибели Эндрю Райана власть в городе захватила София Лэмб, бывший психиатр и идеологический противник Райана. Главным героем игры является Объект Дельта — один из «Больших Папочек», пытающийся воссоединиться со своей «Маленькой Сестричкой».


BioShock Infinite

29 марта 2013 года вышла третья часть серии, BioShock Infinite, разработанная компанией Irrational Games (бывшей 2K Boston) под руководством Кена Левина. Игра имеет не прямое отношение к BioShock и BioShock 2, и использует схожие темы и образы. Её действие происходит в 1912 году в вымышленном, как и Восторг, летающем городе Колумбия; главный герой BioShock Infinite, частный детектив Букер Девитт посещает Колумбию в поисках девушки по имени Элизабет, обладающей сверхъестественными способностями.



Игра обращается к тематике параллельных миров, и в ходе путешествий между мирами и во времени герои посещают и город Восторг из BioShock. Действие двухэпизодного дополнения Burial at Sea к BioShock Infinite тесно связано с BioShock и происходит в Восторге до начала событий оригинальной игры