Многие сейчас говорят о "Дюне" — в связи с выходом новых экранизаций (фильмов Вильнева и сериала-приквела) эта история обретает новую популярность, что очень здорово, потому что я считаю "Дюну" одной из величайших, а возможно и одной из самых влиятельных научно-фантастических саг всех времен. Однако "Дюна" при этом довольно сложная не только в плане сюжета, но и в плане тем, которые книга поднимает и исследует. Если честно, я немного даже устал от банальщины в комментариях на многих сайтах из разряда "ха-ха что курил автор, чтобы придумать такое" — очевидно, что некоторые до сих пор не понимают или понимают не до конца, о чем именно хотел рассказать Фрэнк Герберт, какие темы его волнуют и как он раскрывает их в своем произведении.
Поэтому мне и захотелось рассказать об
этом в отдельной статье. Понятное дело, что я не претендую на истину в
последней инстанции, это лишь размышления, и вы можете спорить с ними.
Сначала
нам нужно кратко обрисовать мир "Дюны"
События "Дюны" происходят в
году 10190 AG — это примерно через 20 000 лет от нашего времени. Эпоха AG
(After Guild) означает "после Гильдии", которая настолько значима,
чтобы использоваться как маркер времени, так как она обеспечивала безопасное
путешествие быстрее света между мирами, что фактически объединило Империю в
одно государство.
Вы, вероятно, слышали, что вселенная
"Дюны" работает на веществе под названием меланж или спайс. Это
правда: планета Арракис, также известная как Дюна, является единственной
планетой во вселенной, где можно найти специю Меланж.
Меланж — это вещество, которое
продлевает жизнь, усиливает ментальные способности и у некоторых может вызывать
пророческое видение. Также оно необходимо для космических путешествий. И еще
одно: специя вызывает зависимость, если вы начали ее потреблять, вам придется
делать это всегда.
Империя поддерживается балансом власти
между императором, благородными великими домами Ландсрада, Космической Гильдией
и крайне секретной, манипулятивной, постоянно адаптирующейся сестринской
организацией Бене Гессерит.
Бене Гессерит играют ключевую роль в
основных сюжетных линиях "Дюны". Тысячелетиями они пытались создать
Квисатц Хадерах — человека, обученного их методам, обладающего всеми их силами
и даже большими. Но их планы были сорваны, когда леди Джессика, сестра Бене
Гессерит, которой было поручено рождать только дочерей для герцога Атрейдеса,
выбрала родить сына вместо этого.
Джессика обучила своего сына Пола
способностям Бене Гессерит. Результатом стало рождение Квисатц Хадераха на
целое поколение раньше. Пол не был связан условным программированием Бене
Гессерит, и они не могли контролировать его.
Неумышленно, через собственную
гордыню, они выпустили сверхсущество во вселенную, и последствия оказались
разрушительными и долговременными.
Каковы же ключевые смыслы "Дюны"?
Теперь, когда мы все это прояснили,
пришло время перейти к главному вопросу: какие ключевые темы есть в саге
"Дюна"?
Главной темой, которую я неоднократно
упоминал на этом канале и буду продолжать подчеркивать, является то, что любое
лидерство должно быть подвергнуто сомнению. Все остальное в саге сплетено
вокруг этой идеи.
Эта тема не так очевидна в первой
книге, как в более поздних книгах серии. В первой книге Пол видит будущую
галактическую войну — он предвидит, к чему приведет его руководство фрименами.
Он видит смерть и опустошение, которые вызывает его лидерство.
Чтобы выжить в пустыне, Пол и Джессика
обратились к миссионерскому протекторату сестринства. Мифы и легенды были
насаждены на планете столетия назад Бене Гессерит, чтобы подготовить вселенную
к приходу Квисатц Хадераха. Это была одна из способностей сестринства
манипулировать людьми Империи.
Зная это, Пол и Джессика использовали
эти мифы, чтобы убедить фрименов, что Пол — это их предреченный спаситель. И
фримены служили ему даже ценой своей жизни.
Цена выживания дома Атрейдеса — смерть 60 миллиардов людей
Продолжая эту тему, сестринство Бене
Гессерит стремилось контролировать власть за пределами своих возможностей,
создавая Квисатц Хадераха — силу, которой человечество не должно было владеть.
Хотя создание Пола было их ошибкой,
вследствие измены Джессики, стоит задаться вопросом, смогли бы они вообще
контролировать любого Квисатц Хадераха?
Из книги "Еретики Дюны"
ясно, что мать-настоятельница сестринства Тереза боится даже остатков
пророческих способностей потомков Атрейдеса, таких как О'Дрейд, которая все еще
обладает формой того, что они называли "диким талантом".
На мой взгляд, все это указывает на
то, что сагу "Дюна" можно рассматривать как аргументацию того, что
пророческая способность — это сила, которой никто не должен обладать. Это
наиболее явно подразумевается в книге "Бог-Император Дюны".
Цель Лето II заключалась в том, чтобы
уничтожить способность тех, кто обладает пророческими способностями, влиять на
всю человеческую расу, как это делал он сам.
Лето должен был трансцендировать свою
человечность и стать чем-то большим — богом. Лето принес величайшую жертву,
сделав то, чего отказался делать его отец Пол — запереть человечество в
будущем, в котором ему было суждено страдать веками личных мук и одиночества во
время своей метаморфозы.
И он знал, что из-за этого он
запомнится как тиран. Но все это он сделал, чтобы исправить вред, причиненный
вмешательством сестринства, и предотвратить будущий вред, который могла бы
вызвать пророческая способность будущих диктаторов типа него.
"Божественная" тема "Дюны": что она значит?
«Я
не лидер и не пророк, а бог. Помните об этом. Я совершенно отличен от лидеров и
пророков. Богам не нужно брать на себя ответственность ни за что, кроме
создания. Боги принимают все и, таким образом, ничего не принимают. Боги должны
быть узнаваемыми, но оставаться анонимными. Богам не нужен духовный мир»
Здесь Лето проясняет разницу между
лидером или королем и богом, чей статус позволяет Лето делать то, что он
делает, претендовать на божественность и сохранять господство над человеческой
вселенной.
В книге "Бог-Император Дюны"
этот вопрос исследуется несколько раз. Лучше всего это демонстрируется в одном
из диалогов Бога-Императора с персонажем Сиона.
«—
Нет у тебя права управлять, — сказала она.
Лето
подавил улыбку. Наконец они дошли до корня восстания Сионы.
—
Какое право? Где справедливость в моем правлении? Я навязываю им свои
правила...»
Ключевым здесь является право Лето на
власть. Его не выбрали, люди не возвысили его как своего лидера. Он был богом,
управляющим через тиранию и угнетение. Но Лето испытал весь человеческий опыт
через свою другую память и пророческую силу. Он знал, что будет и что было
прежде.
В мире "Дюны" вымирание
человечества было предотвращено богом-императором, который преподнес важный
урок всем.
Еще один скрытый смысл "Дюны" — опасность фанатизма
Подводя итог сказанному, мы обсудили
некоторые ключевые темы, связанные с лидерством и принятием ограничений
человеческой власти и контроля. Объединяющими этими темами являются идеи,
представленные вокруг фанатизма и религиозного инжиниринга.
Слово "фанатик" происходит
от латинского слова, означающего "безумный, восторженный или буйный".
Фанатизм относится к поведению или убеждениям, характеризующимся безоговорочной
страстью и энтузиазмом до точки одержимости. Часто слово "фанатик"
используется для обозначения человека, одержимого религией или определенной
идеологией.
В саге "Дюна" есть несколько
примеров фанатичных групп. Самые известные — это фримены, которые вели джихад
именем Пола Атрейдеса. Однако идеи, связанные с фанатизмом, продолжаются на протяжении
всей серии.
Женщины-воины Бога-Императора Лето II,
известные как рыбословши, вероятно, являются лучшим примером фанатизма во всей
серии. Их преданность своему богу абсолютна. Любое, что они считали
оскорблением своего Бога-Императора, встречалось самыми суровыми наказаниями.
По его команде они могли убить тысячи невинных или добровольно лишить себя
жизни без колебаний.
Лучший пример фанатика во всем цикле — это персонаж Найла.
«Её зелёные глаза на позолоченных
подушках её щек смотрели на него без вопросов, без понимания, без необходимости
ответа. Если бы я послал её собирать звёзды, она бы пошла и попыталась это
сделать. Она знала с уверенностью, свойственной только фанатикам, что воля её
бога — это начало и конец всего, и что ничто происходящее не находится за
пределами его видения»
В конечном счёте, персонаж Стилгар за
три книги стал отличным примером фанатика, избавившегося от своего фанатизма. В
книге "Дюна" Стилгар уверен в божественности Пола. На протяжении
второй книги "Мессия Дюны" он сбит с толку, но всё ещё уверен в этом.
К третьей книге "Дети Дюны" он приходит к откровению.
Религия Муадиба больше всего
расстроила Стилгара. Почему они сделали богом Муадиба? Почему они обожествили
человека, смертного? Ведь в итоге религия и правительство объединились, и
нарушение закона стало грехом. Вина за восстание призывала адский огонь.
Прошло более двадцати лет, прежде чем
Стилгар наконец осознал ужас того, что они сделали на Арракисе — апофеоз культа
Пола Атрейдеса. Они дали божественные силы человеку, и он причинил огромный
ущерб, прежде чем сам был разрушен.
Ну и заключительная тема "Дюны" — как религия управляет обществом
Религиозный инжиниринг — это форма
социального инжиниринга, сфокусированная напрямую на человеческих убеждениях о
духовности, морали, пророчествах, священных текстах и т.д.
Идея заключается в том, что, как
только вы понимаете, как религия может использоваться для контроля и
манипулирования группами людей, вы можете начать это делать на более крупном
уровне преднамеренно, как это делали сестры Бене Гессерит со своим миссионерским
протекторатом.
Цель миссионерского протектората
сестринства состояла в том, чтобы посеять легенды и мифы на разных планетах по
всей Империи. Эти тщательно разработанные мифы предназначались для подготовки
вселенной к приходу Квисатц Хадераха, которого они надеялись однажды создать.
Параллельно с этим сестринство
действовало под видом религиозной организации, внедряясь в бесчисленные группы
по всей Империи, оставаясь вне поля зрения, пока манипулировало всем вокруг.
Неохотное согласие Стилгара отказаться
от божественности Пола — это свидетельство эффективности религиозного
"посева" сестринства. Именно многие поколения их усилий привели к
возвышению Пола Атрейдеса и его легионов.
Так в чем же главный смысл "Дюны"?
Смысл наличия этих идей о фанатизме и
религиозном инжиниринге в том, что Фрэнк Герберт хочет, чтобы мы задавали
вопросы тому, во что мы верим, и старались понять, почему мы в это верим.
Теперь, если вы внимательно следили, вы, вероятно, можете увидеть, как это
связано с его идеями о критическом взгляде на наших лидеров.
Люди всегда подвержены ошибкам,
подвержены изменениям, уязвимы. Нет богов-императоров, никому нельзя заглянуть
в будущее и найти лучший путь для нас, и если бы такая сила существовала, кому
можно доверить ответственность за это? Как мы можем гарантировать, что они
приведут нас по правильному пути для всех, а не просто для выгоды себе?
Результаты, как в "Дюне",
почти наверняка будут разрушительными.
В реальном мире нам нужно
предотвратить Крализак — мифическую битву в конце времён. Мы можем сделать это,
продолжая расти, меняться и развиваться, принимая наши различия, но при этом
объединяясь как единый организм человечества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий