О том, что Apple получила права на адаптацию романа «Нейромант» (Neuromancer) канадского писателя Уильяма Гибсона (William Gibson), стало известно ещё в феврале 2024 года. Однако недавно компания показала первый тизер проекта и официально объявила о начале съёмочного процесса. Идея дорогого ТВ-сериала по «Нейроманту», без сомнений, звучит интригующе: книжный первоисточник — это квинтэссенция жанра киберпанк, определившая его каноны и оказавшая влияние на десятки фильмов и видеоигр. Рассказываем, чем так важен оригинальный роман и с какими трудностями могут столкнуться авторы сериала.
Apple работает над сериальной экранизацией «Нейроманта», одного
из первых произведений в жанре киберпанк, написанного Уильямом Гибсоном
(William Gibson). Компания заказала десять серий.
«Технологический
гигант и стриминговый сервис заказал 10-серийный сериал по мотивам
киберпанковского романа 1984 года, с которого началась карьера Гибсона, и так
называемой трилогии «Sprawl», в которую также входят романы «Count Zero» (1986)
и «Mona Lisa Overdrive» (1988)»
Производством займутся Skydance
Television («Джек Ричер», «Фубар», «Основание») и Anonymous Content («Мистер
Робот», «13 причин почему»). Кресло шоураннера займет создатель «Темных ветров»
Грэм Роланд (Graham Roland), а пилотную серию снимет Дж. Д. Диллард (J.D.
Dillard), работавший над одним эпизодом новой «Сумеречной зоны».
Роман «Нейромант» опубликован в 1984
году. Сюжет вращается вокруг хакера по имени Кейс, который вместе с партнершей
Молли, оснащенной боевыми имплантами, должен выполнить несколько заказов. Книга
обрела культовый статус и популяризовала жанр — следы романа можно найти в
«Матрице» и даже Cyberpunk 2077.
«Apple
утверждает, что «Нейромант» повествует о «сломленном, высококлассном
суперхакере по имени Кейс, который вместе со своей напарницей Молли,
девушкой-убийцей с зеркальными глазами, оказывается втянутым в паутину
цифрового шпионажа и опасных преступлений. Его цель — ограбить корпоративную
династию, хранящую нераскрытые секреты»
К слову, ранее Apple экранировала
другой роман Гибсона — «Периферийные устройства». Сериал закрыли после первого
сезона.
«Небо
над портом было цвета экрана, настроенного на мёртвый канал»
События «Нейроманта» происходят
приблизительно в 2110–2130-х годах — точную дату Гибсон умышленно не указывает.
Сеттинг книги в полную силу раскрывает суть киберпанка, которую можно описать
фразой «высокие технологии, низкий уровень жизни». Согласно роману, люди
будущего достигли впечатляющего технологического прогресса, однако общество при
этом стало ещё более фрагментированным.
««Нейромант»
вдохновил множество научно-фантастических произведений, появившихся после него,
и мы с нетерпением ждем возможности познакомить телезрителей с определяющим
миром киберпанка Гибсона»
В «Нейроманте» грань между машиной и
человеком стёрта (тело можно модифицировать или полностью заменить), а понятие
личности не имеет чётких определений, ведь сознание реально скопировать.
Государства ничего не решают — планетой правят мегакорпорации: всё вокруг
контролируется корпоративной мафией и богатейшими семейными кланами. Именно они
определяют законы. Те невезучие, кто не входит в новую вертикаль власти,
вынуждены мириться с ролью отбросов общества. Тем не менее многие маргиналы из
трущоб не желают сидеть сложа руки: они исповедуют анархизм и всячески пытаются
напакостить корпорациям, а заодно и заработать.
Один из лучших способов причинить вред
всемогущим конгломератам — взломать их информацию в киберпространстве. В 1984
году, когда Уильям Гибсон писал своё произведение, интернет даже близко не был
похож на современный. Однако автор удачно предсказал будущую значимость
всемирной сети. Правда, в его романе так называемая Матрица — даже более
впечатляющая технология: целый цифровой город из света, объектов,
геометрических структур и данных. Пользователи сети буквально погружаются в неё
с помощью нейроинтерфейса в мозгу. Те, кто лучше всего ориентируются в
киберпространстве, часто становятся киберковбоями — опытными хакерами, которые
крадут засекреченную информацию у власть имущих.
««Бегущий по лезвию» (Blade Runner) в своё время сильно впечатлил Гибсона»
Один из таких киберковбоев — главный
герой «Нейроманта» Генри Дорсет Кейс. Раньше он считался одним из лучших в
своей сфере, однако Кейс совершил ошибку — украл у работодателя, в результате
чего его нервная система была повреждена, и он лишился возможности подключаться
к Матрице. Герой во всех смыслах опустился на дно: он выживает на окраинах
японского мегаполиса, торгует мелочами и пытается заглушить отчаяние
наркотиками. К слову, вот такой вот протагонист из низов в итоге стал одним из
ключевых элементов настоящего киберпанка: жанр в первую очередь фокусируется на
сломанных людях — причём часто с криминальным прошлым.
У Кейса появляется шанс наладить жизнь,
когда с ним связывается загадочный мужчина по имени Армитаж: он предлагает
вылечить героя, однако взамен требует выполнить опасное задание. Для этого
Кейсу предстоит работать с наёмницей Молли, чьё тело модифицировано
киберимплантами: у неё зеркальные глаза, усиленные рефлексы и лезвия в пальцах.
Смертоносная девушка становится напарницей и телохранителем героя в реальной
жизни, тогда как он берёт на себя сеансы погружения в Матрицу.
Библия киберпанка
Если всё описанное выше выглядит
знакомо, то это лишь потому, что «Нейромантом» вдохновлялись все, кому не лень,
и многие концепции романа вы уже видели в других произведениях. Книга Гибсона
первой выиграла «тройную корону» фантастики — награды Hugo, Nebula и Philip K.
Dick Award, — продалась тиражом свыше 6 миллионов копий и стала чем-то вроде
манифеста стремительно оцифровывающейся эпохи. Поэтому неудивительно, что темы
и идеи романа проглядываются во множестве фильмов, сериалов, аниме, настольных
и видеоигр. Причём порой встречается практически буквальное цитирование, когда
произведения заимствуют элементы «Нейроманта», ничего особо не меняя.
Так, «уши» шедевра Уильяма Гибсона торчат из фильмов серии «Матрица» (The Matrix): концепция двух реальностей, подключение мозга к сети. А ещё — из манги и аниме «Призрак в доспехах», где важную роль играют скачивание сознания и идея «души» в машине.
Многие игры пропитаны влиянием
«Нейроманта» до такой степени, что они даже используют терминологию,
придуманную Гибсоном. Например, Майк Пондсмит (Michael Pondsmith), создатель
настольной Cyberpunk, которая легла в основу Cyberpunk 2077, взял из
«Нейроманта» такие понятия, как кибердека и ICE (программы-защиты, которые
могут травмировать или убить хакера). Аналогичным образом поступили и авторы
настольной Shadowrun.
Не то чтобы Гибсон придумал прямо все ключевые элементы жанра, однако он первым собрал их воедино в одном произведении: до «Нейроманта» киберпанк был разрозненным направлением.
Парадокс
ТВ-адаптации
Собственно, из-за того, что все эти
десятилетия «Нейромантом» активно вдохновлялись, получается странная ситуация:
рядовому зрителю с высокой степенью вероятности сериал не покажется чем-то
революционным или прорывным. Скорее наоборот — вторичным, заимствующим идеи из
популярных фантастических произведений. Будем честны, далеко не все знают, что
всё началось как раз-таки с «Нейроманта».
Мрачными неоновыми мегаполисами после
«Бегущего по лезвию 2049» (Blade Runner 2049) никого уже не удивишь. Как и не
удивишь концепцией Матрицы после, собственно, четырёх частей «Матрицы». Да что
там — основные темы и идеи, которые затрагивает «Нейромант», практически в
полном составе присутствуют в двух сезонах сериала «Видоизменённый углерод»
(Altered Carbon), который, к слову, основан на другой серии культовых
киберпанк-романов. Кто-то может ошибочно решить, что адаптация книги Гибсона
нагло копирует сериал Netflix.
Всё это вовсе не значит, что «Нейромант» слишком поздно переносить на ТВ-экраны или что произведение не заслуживает экранизации. Разумеется, одна из самых влиятельных научно-фантастических книг всех времён имеет право на адаптацию как никакая другая. Однако Apple явно придётся поломать голову, как дифференцировать сериал в достаточной степени, чтобы он создавал вау-эффект и выделялся на фоне других подобных — как минимум в плане общей визуальной стилистики.
***
Сериал ждать ещё долго, поэтому
задумайтесь над тем, чтобы прочесть первоисточник. Это удивительная книга,
которая с годами только стала актуальнее: довольно интересно сравнивать, какие
прогнозы Гибсона сбылись, какие — нет, а какие ещё могут сбыться. Мы и так в
определённой степени уже живём в эпоху киберпанка, однако «Нейромант»
продолжает оставаться важным напоминанием: технологический прогресс мало что
значит, если параллельно ему нет социальных улучшений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий