Оригинальный «Бегущий по лезвию» был целенаправленным противодействием дегуманизации, которая происходит, когда кого-то называют «другим» и таким образом считают буквально не человеком. Но это не так. Путешествие Декарда было посвящено тому, как распознать эту общественную, системную и структурную ненависть. Любой из нас может быть «репликантом». Мы не должны позволять этому определять нас или судить других.
Естественное
против искусственного
В оригинальном «Бегущем по лезвию»
главная тема — страх перед другими. Хотя репликанты — такие же существа из
плоти и крови, как и все остальные, люди считают их чем-то иным и используют
эту инаковость как повод для ненависти, дискриминации, дегуманизации и
порабощения. Это научно-фантастическая версия вполне реальных проблем
человеческой цивилизации, как прошлых, так и настоящих. Остаются ли эти
«искусственные» люди людьми?
«Бегущий по лезвию 2049» меньше озабочен тем, что думают о репликантах другие, и больше сосредоточен на том, что репликант думает о себе. Что приводит нас к вопросу: согласны ли мы с этим? Означает ли готовность Джой пойти на смерть ради того, чтобы быть рядом с Кей, что мы должны считать её разумной? Достаточно ли этого, чтобы искусственное стало естественным? Поначалу Кей думает, что родиться — значит иметь душу. Но позже нам говорят: нет, можно доказать свою человечность, умерев за правое дело. Доказывает ли этот выбор Кей, что у него есть душа?
Похоже, подразумевается: да. Потому
что мы знаем, что репликанты могут иметь детей. Если один смог, то и другие
смогут. И вдруг эти искусственные существа становятся естественными творцами.
Именно эта тема объясняет сцену между
Декардом и Уоллесом, где Уоллес призывает клона Рэйчел. Он выглядит как Рэйчел.
Говорит как Рэйчел. Но это не Рэйчел. Он искусственный и не может заменить
настоящую Рэйчел. Именно поэтому Декард отвергает её. Такой поверхностный
двойник никак не мог заменить то, что у него было.
Это также объясняет намёк Уоллеса на то, что Декард и Рэйчел были созданы друг для друга. Подразумевается, что Тайрелл создал их с единственной целью — чтобы они совокупились. Так что влечение было запрограммированным. Намеренным. «Математическим», как говорит Уоллес. Скорее естественным. Но Декард это отрицает, говоря, что знает, что реально. Что то, что у него было с Рэйчел, было реальным, независимо от намерений Тайрелла.
Именно поэтому романтическая сцена
между К и Джой становится переломным моментом фильма. Джой зовёт Мариетту, девушку
по вызову-репликанта, чтобы синхронизироваться с её телом. Это позволяет ей и К
быть близкими, даже если сама Джой ничего не чувствует. В довольно длинной
сцене мы видим, как Джой проецирует себя на Мариетту. И как в конечном итоге их
лица сливаются. Как совпадают движения. Сначала синхронизация то появляется, то
исчезает. Это лицо Джой. Это лицо Мариетты. Это и то, и другое. Пока наконец
всё не складывается воедино, и Джой не становится как будто воплощением плоти и
крови.
Это естественное (Мариетта) и искусственное (Джой) сливаются воедино. И это совпадает с пробуждением самого К, концом его карьеры бегущего по лезвию и открытием своей человечности. Его джо-ности. Обретением им его внутреннего Я.
Дублирующая
ссылка на видео (если видео удалено на youtube или доступ к нему заблокирован):
Комментариев нет:
Отправить комментарий