18 мар. 2023 г.

GAMEDEC. Игровой Детектив

«Реклама — не точная наука. Это внушение. А внушение — это искусство». С момента выхода Cyberpunk 2077 минуло уже два года, но это нисколько не мешает игре и по сей день оставаться на слуху. Журналисты выуживают различные факты, относящиеся к периоду разработки. Энтузиасты исправляют баги и восстанавливают вырезанные механики, а игроки ищут ненайденные секреты и пасхалки. Каждая находка или новость, связанная с игрой, становится ярким инфоповодом, который обсуждают на тематических сайтах и форумах. Виновато ли в этом изначальное качество проекта? Возможно. Однако давайте оставим эти сплетни для нашей рубрики «По касательной», а сами посмотрим на обратную сторону этого процесса и обратим внимание на то, какой вклад Cyberpunk 2077 внесла в развитие игровой индустрии. Ведь если подумать, то, возможно, именно проект CD Project RED стал той самой искрой, заставившей других разработчиков обратить внимание на стилистику полузабытого киберпанка. Это подарило нам The Ascent и Ghostrunner, Nivalis и еще Stray. Сегодня же мы вновь возвращаемся к полякам и их играм, только на сей раз рассматривать мы будем не тексты на кислотно-желтом фоне, а дебютный проект студии Anshar Publishing под названием Gamedec.




Но что такое Gamedec? Это небольшой и относительно дешевый проект, профинансированный посредством краудфандинговой платформы Kickstarter. Создавала его уже упомянутая Anshar Publishing — студия, не имеющая в своём портфолио собственных игр, но при этом успевшая отметиться в разработке таких крупных и разноплановых проектов, как Darksiders 3, Divinity: Original Sin 2, Baldur's Gate 3, Dead by Deadlight, Outriders и Observer. В основу же первой самостоятельной игры студии лег одноименный цикл романов польского писателя Марцина Пшибылека, сочетающий в себе элементы фэнтези, детектива и нуара, пропущенных через призму киберпанка и вопросов социологического и психологического характера. Но сумели ли разработчики достойно воплотить весь “винегрет” в игре? Давайте разбираться.

Мир Gamedec переносит нас в будущее, в футуристическую Варшаву 22 века. В этом мире технологии совершили огромный скачок, из-за чего в каждом богатом доме появились роботы, киберфантомы и экзоскелеты. Люди стали полагаться на искусственный интеллект, всё сильнее отдаляясь вместе с ним от реальности. Так появился «Виртуалиум» – понятие искусственных миров, в которые игрок мог погрузить своё сознание, притворяясь там кем-то другим. Однако вместе со временем, которое люди проводили вне «Реалиума», возрастало и количество цифровых преступлений. Буллинг и жестокость, шантаж и мошенничество. Их количество возрастало и немногим позже привело к появлению первых Геймдеков — игровых детективов, чьим призванием стало расследование виртуальных дел. Одним из них нам и предстоит управлять.




Игра стартует с получения нашим героем заказа, поступившего от некоего богатея. Согласно указаниям, нам нужно найти сына заказчика, пропавшего в одном из виртуальных миров четыре дня назад. Вывести его насильно оттуда нельзя, ведь при грубом снятии шлема он впадет в кому. Подробностей дела нет, единственный свидетель в шоке и бормочет какую-то чушь, а сам заказчик явно что-то недоговаривает. Вопросы сыплются один за другим, запутывая и без того непростое расследование. Кто стер с лицевого шлема нашего узника серийный номер и в какой именно игре он потерялся? Почему не выходит из неё самостоятельно, а его поддерживающий жизнеобеспечение костюм "напряжен" в интимной области? Что за девушка погрузилась в Виртуалиум вместе с ним и какие тайны скрывает его богатый отец? Как разгадать эту головоломку? Именно в этот момент в дело и вступает основной геймплей.







Gamedec — сюжетное произведение, в котором главная роль отведена разговорам и взаимодействию с окружением. В этом плане игра очень сильно напоминает такую же изометрическую Disco Elysium, но сравнивать эти два проекта в лоб всё-таки не стоит. Причина этого — корневые механики, которые довольно сильно отличаются друг от друга. Вы не найдете здесь боевую систему, разнообразную экипировку или иные механики, ведь единственное орудие Геймдека — слово. Им можно всё: запугать прохожего, втереться в доверие к местным «Партакам» или обмануть непутевого игрока. Притвориться знаменитостью и пробраться в ранее недоступные места, взломать рекламного дроида или же получить нечестное преимущество в игре, хакнув её серверы. Абсолютно любую ситуацию и квест можно решить словами, и скажу даже больше — единственная драка тоже предстаёт перед нами в виде диалогов.






Другой важнейшей стороной игры является ведение расследования и так называемая «дедукция». Суть её в том, что каждое действие игрока влечет за собой последствия, а полученные знания не пропадают зря. Любое подключение к сети или разговор ведут к новой информации. Какая-то её часть абсолютно бессмысленна, другая содержит важные сведения о лоре вселенной и персонажах, а третья оседает в меню дедукции в виде подсказок и слухов. При этом у каждого из героев есть своё мнение, из-за чего далеко не все их слова могут быть правдивы. Напротив, они всегда противоречат друг другу и ведут к трём разным вариантам развития событий. Что такое «Клан Хон»? Секта, клан ролевиков или что-то совершенно иное? Выбор ответа всегда за игроком. Возьмем, к примеру, самый первый вопрос. В какой игре завис Фреддо? Вариантов ответа всего три, но правильный из них лишь один. Второй вариант приведет к смерти подопечного и провалу дела, а выбор третьего направит нас в неправильное место поисков.



И раз уж мы говорим о сюжетном приключении, то нельзя не упомянуть персонажей и миры, в которых они обитают. За время прохождения Геймдек успеет расследовать дела в реальном мире и в его виртуальной проекции, представленной в виде трех масштабных игр. Нижний город с его криминальным обществом и бар «Йети шлет привет», клишированная ферма, погрязшая в микротранзакциях, и аналог MMO с уклоном в азиатскую мифологию. В каждом из них есть чем заняться и с кем познакомиться. Вы можете вступить в клан и помочь ему собранными ресурсами, познакомиться с игроком-троллем в скине единорога и бывшим военным роботом, который после последнего боя переквалифицировался в бармены. Каждый встреченный персонаж обладает своей прописанной историей, которая каким-либо образом отзовется в путешествии. Помогите одному персонажу и его аватар из другой игры подкинет чуть позже нужную вам информацию. Сломайте ментальную защиту робота, и позже увидите в новостях запись о масштабных убийствах в одном из районов города.



Однако есть тут одно но, а если быть точнее, то даже несколько. От игры, основу которой составляют исключительно разговоры, ждешь максимальной вариативности и потрясающе проработанного нелинейного сюжета со множеством развилок, разнообразных концовок и неожиданных твистов. По факту же всё не совсем так. Любое действие персонажа, выполненное в виртуальном и реальном мирах, ведет к определенным последствиям. Поначалу всё это выглядит потрясающе, но спустя пару часов приходит осознание, что это всё фикция. Не важно, по какому “пути” вы пойдете и какие решения примете — основной сюжет останется неизменным. Здесь нельзя умереть и проиграть, как нельзя выбрать неправильный ответ. Вы можете не вчитываться в диалоги, выбирать неправильного подозреваемого и даже завалить дело — итог у игры всё равно будет одним и тем же.



Довольно спорными в этом плане оказываются и «вариативные» концовки. Их шесть штук, но отличаются они лишь парой строк с описанием того, что произойдет с нашим персонажем после завершения игры. При этом на их получение влияет не то, как игрок себя вел в течение прохождения, а два-три игровых решения, о которых игроку напрямую говорится при выборе необходимого финала. Убили определенного персонажа? Концовка №1 становится недоступна, но открывается доступ к №3. Сохранили ему жизнь — открыли №2. Всё это приводит к тому, что у игрока складывается ощущение, будто его просто ведут за ручку к финалу, а весь этот прописанный сюжет и проработанные персонажи были пустышками, которые ни на что не влияют. Отчасти это объяснено сюжетом, но это не отменяет факта полного обесценивания всех действий игрока, что для игры подобного плана просто непростительно.




Последним неоднозначным моментом стала местная система развития. В чем её прелесть? В том, что благодаря “потрясающе подробному описанию”, или, вернее, полному его отсутствию, она начинает вызывать вопросы еще на стадии создания персонажа. Что это за лампочки, сердечки и огонёчки и на что они влияют? Ответ на данный вопрос даётся позже «методом тыка». В игре существует 16 профессий, каждая из которых открывает какие-либо новые строки диалога. Больше навыков — больше вариативности. Проблема в том, что “покупаются" эти профессии за счет тех самых лампочек и сердечек, которые на деле отражают решения, принятые игроком во время прохождения. Выбрали аналитические, спокойные ответы, в которых проявляется склонность к депрессии и одиночеству — получили очко синей «мозаики». Указали в диалоге грозный и решающий ответ, показали своё внутреннее спокойствие и уверенность — получили красное «пламя». Решение, надо признать, отличное, за исключением одного маленького нюанса — далеко не всегда эта система работает согласно своим же правилам. Бывают случаи, что выбор, который по логике является творческой «лампочкой», приводит к совершенно иному результату, запутывая игрока.


Напоследок же мы перейдем к самому вкусному — техническому состоянию игры. Gamedec обладает теми же стандартными проблемами, что есть в подавляющем большинстве мультиплатформенных игр, выходящих на Nintendo Switch. Продолжительные загрузки, падения кадровой частоты, зернистость и размытые текстуры, которые становятся еще более мыльными при подключении консоли к док-станции. Все это выглядит не самым лучшим образом, но при этом не сильно мешает прохождению. Куда большую тревогу вызывает управление персонажем, который порою просто застывает на месте и отказывается выполнять нужные команды.


Нельзя обойти стороной и проблемы с локализацией, выполненной на потрясающем уровне. Сленговые словечки, маты и мемы, разнообразные игровые и научные понятия. Разработчики постарались перевести все диалоги, сохранив и передав их смысл. Только вот проблема в том, что этот перевод банально забыли протестировать, из-за чего в игре возникают ситуации, когда герои начинают разговаривать на польском и английском языках. Другим недочетом являются дублированные строки диалога, ведущие на деле к разным результатам, и неубранные из игры «команды разработчиков». Что это такое? К примеру, в зависимости от выбранного пола к игроку обращаются либо он, либо она. Но в некоторых случаях этот выбор забыли смоделировать, из-за чего на экране появляются забавные фразы «GENDER СОГЛАСИЛСЯ\СОГЛАСИЛАСЬ». Самым же «смаком» становятся команды «DO NOT TRANSLATE», из-за которых строки, где есть эти слова, всегда остаются на английском языке. Ошибки эти довольно редки, но все же встречаются. Также хотелось бы отметить наличие немаловажной для такой игры функции настройки размера шрифтов, из-за чего здесь полностью отсутствуют какие-либо проблемы с чтением текстов.

***

Gamedec — великолепная книга с потрясающей завязкой, не самым гладким повествованием и смазанным, разочаровывающим финалом. Её хочется порекомендовать, несмотря на все недочеты, ведь главная её ценность кроется не в спорных геймдизайнерских решениях или смазанной концовке, а в игровом процессе, проработанных персонажах, ярких сюжетных линиях и социальных вопросах, которые здесь поднимают. Если вы любитель подобного жанра, то не проходите мимо. Мы же пока будем ждать продолжение этого дебютного романа, в котором, как хочется верить, авторы проведут работу над своими ошибками.

stratege.ru


Комментариев нет:

Отправить комментарий