Признайтесь, кто из нас не смотрел в зеркало или на старые фотографии и не хотел бы вернуться в те дни, когда чувствовал себя наиболее привлекательным, сексуальным и уверенным в себе? Именно эту тему исследует Корали Фаржеа в своем новом бескомпромиссном научно-фантастическом фильме ужасов "Субстанция".
Страх
старения, одиночества и утраты значимости – это универсальные человеческие
чувства. Но для женщин, работающих в индустрии развлечений, эти проблемы
усугубляются многократно.
В
своем первом фильме после успешного дебюта в 2017 году с кровавым триллером
"Выжившая", Фаржеа теперь направляет свой критический взор на
голливудскую машину, культуру знаменитостей и нереалистичные стандарты красоты,
которым женщины вынуждены соответствовать, чтобы оставаться востребованными.
В сегодняшней культуре, одержимой молодостью, женщины определенного возраста должны изнурять себя диетами, заниматься спортом и даже прибегать к косметическим процедурам, чтобы оставаться "в игре". Но когда диеты, упражнения и даже прошлая победа на "Оскаре" уже не помогают нашей героине Элизабет Спарклс (в великолепном исполнении Деми Мур), она решается на экстремальные альтернативные методы омоложения.
Фильм
начинается с таймлапс-сцены, на которой звезда Элизабет на Аллее славы в
Голливуде буквально тускнеет по мере того, как она и время идут вперед. В
шоу-бизнесе нет большего преступления, чем старение. С тех пор как Элизабет
исполнилось 50 лет, предложения по ролям начали иссякать, и ей пришлось сделать
скромную карьеру в качестве знаменитого фитнес-инструктора.
Карьера Деми Мур не так уж отличается от судьбы Элизабет. Мур добилась большого успеха в 90-х, снявшись в таких хитах, как "Призрак", "Несколько хороших парней" и "Солдат Джейн". Но после определенного момента она стала реже появляться в крупных проектах и почти исчезла с радаров, что делает её выбор на эту роль особенно вдохновляющим. Сквозь кровь и ужас фильма проходит тонкий аллегорический намек на хищническую природу самого Голливуда. Легко представить, что наиболее уязвимые моменты Мур как Элизабет черпались из её собственного опыта в индустрии. Ведь Мур была на вершине своей карьеры, когда злоупотребления по отношению к талантливым женщинам были наиболее распространены, а все вокруг предпочитали об этом молчать.
Деннис
Куэйд играет бессердечного менеджера Элизабет, Харви (явный намек на
осужденного хищника Харви Вайнштейна). Когда он увольняет Элизабет в пользу
новой молодой звезды, Элизабет падает на самое дно.
Это приводит её к теневой подпольной организации, предлагающей революционную процедуру под названием "Субстанция". Люминесцентная зеленая жидкость, которая, после введения, вызывает мутацию тела, делящую его молекулярную структуру на два отдельных тела. Новое тело становится "лучшей версией себя" – моложе, красивее и совершеннее. В этом случае, "лучшей" версией Элизабет становится жизнерадостная Маргарет Куэлли, которая называет себя Сью и использует свою возрожденную сексуальную привлекательность, чтобы получить прежнюю работу Элизабет и жить беспечной жизнью. Тем временем, старое тело Элизабет полубессознательно лежит на полу её ванной, подключенное к трубке с питательной жидкостью. Хотя их двое, они по сути одно целое. Одно не может существовать без другого, однако только одно из них может находиться "в активном состоянии".
Как
и любая процедура красоты, здесь тоже есть свои ритуалы и инструкции. Сью
должна ежедневно вводить себе стабилизирующие инъекции спинномозговой жидкости
Элизабет, и им необходимо обмениваться телами каждые семь дней, иначе
последствия будут катастрофическими для обеих.
Жажда
возвращения молодости и красоты – тема, уже исследованная в таких классических
фильмах, как "Все о Еве", "Сансет бульвар" и "Смерть
ей к лицу". Но никогда раньше эта тема не была представлена с такой
безудержной безумностью, как в фильме Фаржеа "Субстанция".
Фильм
был встречен бурными аплодисментами на премьере на Каннском кинофестивале. Он
получил 13-минутную овацию стоя (самую продолжительную среди всех фильмов в
этом году), что удивительно, учитывая, что аудитория Канн часто была
неприветлива к другим провокационным и шокирующим фильмам в прошлом.
Элизабет
– несмотря на успех и славу, слишком сильно оценивает себя через призму
внешности. Деми Мур выдает здесь абсолютно бесстрашное исполнение роли
Элизабет.
Одной из наиболее эффектных сцен является подготовка Элизабет к свиданию. Она смотрится в зеркало, наносит простой макияж, но, увидев изображение Сью на рекламном щите, начинает нервничать. Она возвращается к зеркалу несколько раз, добавляя больше макияжа и шарфов, чтобы скрыть морщины и естественные недостатки. Наблюдать за тем, как неуверенность Элизабет выходит наружу, очень тяжело. Но настоящая трагедия в том, что она была красивой с самого начала – просто она этого не видела.
Любой,
у кого есть глаза, может увидеть, что даже в свои шестьдесят лет Деми Мур
остается очевидно привлекательной женщиной. Но, как и у Элизабет, внутри
каждого из нас есть голос, говорящий, что мы недостаточно красивы или хороши и
мы начинаем себя ненавидеть.
Режиссура
Фаржеа также блестяще подчеркивает изоляцию, которую испытывает Элизабет. Мы
часто видим её со спины, идущей по сюрреалистическим коридорам без окон,
изолированную от внешнего мира. Даже её квартира отражает её состояние,
благодаря превосходному индустриальному дизайну. Квартира может быть и
просторной, но, как и Элизабет, она пустая внутри.
Еще
хочется отметить игру Маргарет Куэлли. Она, на мой взгляд, становится одной из
самых интересных актрис своего поколения. Её роли в этом фильме, а также в
"Стоп-слово" и в последних работах Йоргоса Лантимоса
"Бедные-несчастные" и "Виды доброты" показывают, что она не
боится бросать вызов и сниматься в самых странных и сложных фильмах.
Также
мне кажется, что создательница фильма Корали Фаржеа явно черпает вдохновение из
фильмов ужасов. Внимательные поклонники жанра смогут заметить отсылки к таким
фильмам, как "Сияние", "Кэрри" и "Нечто". Но
одним из её главных источников вдохновения все же является фильм "Муха"
Дэвида Кроненберга, на что намекает ранняя сцена, где Элизабет смотрит на муху,
тонущую в бокале вина.
Также как и Джефф Голдблюм в "Мухе", Элизабет тоже испытывает физические последствия своих и Сью действий. В этом огромная заслуга команды по гриму и прическам, которые создали одни из самых поразительных и вызывающих отвращение эффектов, которые мы видели в кино за последнее время. Зрители будут поражены уровнем работы гримеров.
Некоторые
могут возражать против слишком прямого послания фильма, но этот фильм и не
стремится к тому, чтобы сгладить углы. Зрители будут довольны звуковым
дизайном, особенно в сцене, когда Деннис Куэйд ест креветки. Также хочется
отметить пульсирующий саундтрек от Рафферти и сексуализированную операторскую
работу Бенджамина Крацуна. Все выполнено с таким дерзким размахом, что невольно
захватывает внимание. Даже, я бы сказал, что легко простить некоторые затянутые
эпизоды, потому что вы будете слишком увлечены наблюдая за разворачивающимся
хаосом, а финальный кадр фильма будет одним из самых лучших моментов для завершения
фильма.
"Субстанция"
– не только лучший фильм Каннского кинофестиваля в этом году, но и отличный
пример трансформационного ужаса на который необходимо обращать внимание
аудитории.
Комментариев нет:
Отправить комментарий