Казалось, что Serious Sam — это пережиток прошлого, что-то много лет назад потерявшее актуальность и потому безвозвратно забытое. Четвертая часть, как сильно бы она ни страдала от технического исполнения, заставила в этом усомниться. Сверхскоростной шутер от первого лица с расстрелом сотен вопящих монстров на экране все такой же увлекательный (и тупой) независимо от того, какой сейчас год на дворе. Serious Sam 4 умел развлечь, повеселить, подарить взрыв ярких эмоций, и за это ему были готовы простить многое. Опирался он также на старперский юмор, что делало шутки по большей части выстраданными и несмешными. Siberian Mayhem начинает работу над ошибками именно с этого: с комедии.
Формально Siberian Mayhem — это отдельное дополнение, не требующее установленной четвертой части и позволяющее узнать больше деталей о приключениях человека с миниганом на заснеженных просторах Сибири. В оригинальной игре эпизод с путешествием Сэма по России был коротким, но запоминающимся. Авторы дополнения, российские разработчики и в прошлом авторы пользовательских модификаций для Serious Sam, решили, что такого беглого взгляда на необъятные просторы недостаточно и предложили расширить повествование, на что получили благословение создателей оригинальной игры.
Дополнение
напичкано Россией под завязку, и многое здесь воплощено в самом китчевом виде
из возможных. В основу сюжета может лечь любой анекдот про американца на
постсоветском пространстве. Вот он встречает простого русского парня Ивана, вот
распивает с ним водку в поезде, посещает увешанную иконами церковь и по ходу
дела вроде как проникается пониманием и симпатией к простой русской душе.
Сэм
— крутой парень поколения MTV, его представления о мире и ценности архаичны и
часто основаны на стереотипах. В этом смысле российская глубинка — идеальный
для него сеттинг, застрявший в прошлом и совершенно уникальный, врезающийся в
память, местами тоскливый, местами уморительно смешной. Авторы ни в коем случае
не преображают ничего из содержания для простоты понимания западной аудитории.
Напротив,
впечатление такое, что смотришь что-то вроде современных «Особенностей
национальной охоты». Вот что писали о фильме критики в свое время — и эти же
слова применимы к игре: это «портрет национальной души, аккомпанирующей звоном
стаканов меланхолическому абсурду». И да, здесь есть место и фольклору —
секретный боссфайт с избушкой на курьих ножках вас точно не оставит
равнодушным.
Формально
прохождение Siberian Mayhem занимает около четырех часов, но это если гнаться
галопом по сюжету и местами использовать читы. Как и в четвертой части, уровни
дополнения имеют разнородную планировку. Все они огромные, но прохождение
некоторых скорее линейное и заставляет решать головоломки и искать кнопки и
рычаги, чтобы открыть проход дальше, что не мешает им соседствовать с уровнями
на гигантских открытых пространствах — натурально огромных полях, которым ни
конца ни края не видно.
В
первом случае сражения с противниками камерные и напряженные, врагов много, и
различные их волны стремятся загнать Сэма в угол и задавить числом. Прореживать
их не так-то просто, особенно когда игра начинает спамить безголовых камикадзе
с бомбами — подпустил парочку слишком близко, и пиши пропало.
С
случае с открытыми локациями все сложнее. Формально игра показывает точку, до
которой нужно добраться, но не рисует никакой конкретный маршрут. Из-за этого
первый раз даже немного пугаешься, особенно без транспортного средства: впереди
— белые снежные поля, закатное солнце слепит глаза за горизонтом, вспышки
телепортации вдалеке, и орда маленьких, но очень спешно передвигающих ногами
существ оголтело несется навстречу. И куда бежать?
Опять
же, какого-то одного проверенного решения нет, игра поощряет изобретательность
и дерзость. Одно ясно: переть напролом — стратегия самоубийц, оружие не должно
переставать стрелять ни на минуту.
Арсенал,
гаджеты и улучшения Сэму предстоит собирать сначала, но много времени это не
займет — уже спустя час можно будет расстреливать пришельцев с АК в обеих
руках. Из-за того, что локаций и точно спланированных перестрелок в дополнении
очень мало, особенно по сравнению с четвертой частью, может не получиться
перепробовать все оружие за одно прохождение. Некоторым видам, например, арбалету
«Перун», применение находится далеко не во всех боевых ситуациях, и это
довольно печально, потому что пользоваться им одно удовольствие, да и урон он
наносит ощутимый.
Досталось
от четвертой части и дурное наследие: спорная техническая реализация, которая
вызывает множество жалоб, в частности, на оптимизацию. Siberian Mayhem — это
очень быстрая игра, которая прорисовывает сотни противников и дает разрывать их
в кровавые ошметки за долю секунды, параллельно выбрасывая из порталов еще
больше пришельцев.
Но
все это весело исключительно тогда, когда работает без перебоев и на
максимальной частоте смены кадров. К сожалению, компромиссы в виде GeForce 1050
лучше оставить в стороне и даже не пробовать проходить Siberian Mayhem на
минимально рекомендуемых системных требованиях. 2080SUPER вполне резво
справлялась даже с самыми кровавыми мясорубками, но не спасала от периодических
вылетов — наверняка их починят патчами в ближайшем времени.
Визуально
дополнение не сильно далеко ушло от четвертой части. Да, потрясающая с
художественной точки зрения игра света, закаты и прочие радости российской
сельской местности, безусловно, заставляют сердце трепетать. Но стоит
остановиться и оглядеться, и сразу бросается в глаза, где авторам пришлось
пойти на уступки.
Фанаты
Serious Sam будут довольны Siberian Mayhem: это насыщенная адреналином игра,
убирающая все лишнее из четвертой части и доводящая до ума то, что фанатам как
раз понравилось. Ее непродолжительность скорее плюс, потому что не дает
утомиться от скоростного отстрела пришельцев.
При
этом она поощряет любопытство и хранит множество секретов, которые придутся по
вкусу и фанатам игры, и просто людям, привлеченным меланхоличными пейзажами
российских городов с серыми панельными домами. Есть в этом, видимо, своя романтика.
Игры
Mail.Ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий