Piranha Bytes не сдается. Студия прекрасно знает свою аудиторию и не пытается ее расширить. Больше двадцати лет она делает «Готику», в разных пропорциях смешивая элементы из типового набора. Иногда получается неплохо. Нет смысла делать вид, будто Elex II — это что-то другое, пусть даже сеттинг мрачной квази-средневековой фэнтези здесь перемешан с пост-апокалипсисом и научной фантастикой. Но заметен ли в новой игре хоть какой-то прогресс по сравнению с предшественницами?
Elex II — часть давно задуманной трилогии и прямо продолжает сюжет оригинала. В сиквеле большое количество старых друзей и врагов Джакса — протагониста обоих выпусков. Если вы не играли в предыдущую игру, у вас не сложится полного понимания, кто все эти люди. Хотя сценаристы добавили флэшбеки, все же стоит хотя бы прочитать синопсис в Википедии.
С
победы над Гибридом прошло семь лет, которые Джакс прожил отшельником,
постепенно утрачивая силы. Фракции, которые он объединил, снова перессорились.
Они не замечают, что к планете Магалан летят корабли пришельцев, — пока не
становится поздно. Игра начинается с того, что пришельцы долетели, сожгли хату
героя и заразили его какой-то темной субстанцией, попутно стерев часть
воспоминаний. Это удобно — не надо объяснять, почему легендарный воин всему
учится заново.
Главное
— человечество опять надо объединять перед лицом новой угрозы. Этим игроку и
придется заниматься как минимум полсотни часов, которые уйдут на прохождение
сюжета и необходимой для прокачки части побочки.
Карта
мира — по нынешним меркам — не очень большая. На ней есть как города из первой
части, занятые теперь другими группировками, так и несколько новых регионов.
Поначалу она кажется больше, чем есть, потому что перемещаться придется на
своих двоих — в игре есть система телепортов, но они никак не отмечены на
карте, пока на них не набредешь в ходе скитаний. А пространство между городами
занято опасными тварями, которые в нашей реальности уже давно должны были
сожрать остатки цивилизации.
Со
временем передвигаться быстрее поможет джетпак. Новую игрушку разработчики
представляют как важный элемент геймплея и уверяют, что проектировали локации
под нее. На деле это чувствуется далеко не сразу. Хотя сам девайс выдают уже на
старте, первые часы про него не вспоминаешь. Потом замечаешь, что в
многоярусном городе он помогает сокращать путь, давая подниматься без лестниц
или спрыгивать без риска.
Но
только после прокачки — когда увеличится объем топливного бака, будет
установлен ускоритель и улучшится управляемость — он превращается в настоящий
«мобильный шорткат». И даже помогает в бою — особенно с летающими противниками.
А их в Elex II хватает — как и сухопутных.
Как
и положено в играх Piranha, на одном поле могут пастись как безобидные волки,
так и динозавры, на первых порах убивающие Джакса с одного удара. Сражаться
непросто. Но не потому, что боевая система хорошо продумана — каждый раз
трудности возникают из-за странной работы камеры, плохих анимаций и
отзывчивости. Порой приходится по три раза нажимать последовательность кнопок,
чтобы выпить зелье.
Формально
в Elex II есть простор для тактики — есть увороты, блоки, можно заучить
паттерны вражеских атак. Но на деле битвы выглядят как закликивание толстых
туш. И в начале игры на это нужно куда больше времени, чем в конце, когда Джакс
получит хорошую экипировку и достаточно прокачается. Но с экипировкой тоже не
все так просто — как и с накоплением опыта.
Прокачать
все ветки умений за одно прохождение будет трудно. Вменяемый меч уже на первых
порах предъявляет высокие требования к силе, а дробовик — к ловкости.
Приходится выбирать специализацию, не забывая, что в дальнейшем можно стать
магом, примкнув к подходящей фракции — тогда еще понадобится высокий уровень
интеллекта.
Но
насколько интересно этим всем заниматься: следить за сюжетом, изучать мир,
открывать новые умения, то есть, собственно играть? Для определенной аудитории
есть хорошая новость — пресловутая магия «Готики» в немалой степени работает и
в Elex II. Со многими ее плюсами и немалым числом проблем.
Поначалу
будет трудно. Лучше не вступать в битвы. К счастью, первые полторы главы
пройдут в решениях дипломатических задач и расследованиях — и это лучшее время
в игре. Здесь нормальные квесты, побочные часто переплетены с сюжетным, и
проводить время в городах фракций действительно интересно. Уже в самом начале
игры Джакс волен идти к любой из группировок и нарабатывать себе социальный
капитал, а не проводить часы у берсерков, как было в первой части. Хотя именно
в форте берсерков самые забавные и проработанные задания.
С
продвижением по карьерной лестнице герой не только улучшает характеристики, но
и получает доступ к лучшей экипировке — со временем бои становятся проще, но
комфорта в управлении не добавляется. Выбор фракции также определяет уникальные
способности: морконы предпочитают ближний бой, альбы специализируются на
энергетических винтовках и псионических умениях, а берсерки освоили магию и
неплохо плюются огнем в противников.
Где-то
к концу второй главы баланс смещается в сторону битв, и игра теряет львиную
долю шарма. У игрока еще есть шанс сменить фракцию, но выбранный ранее вектор
прокачки уже примерно наметит решение. Заметно падает качество диалогов, квесты
превращаются в истребление групп врагов. То же относится к миссиям лояльности
напарников — каждый несколько раз попросит убить кого-то. Потому что затаил
обиду или пытается спасти своих друзей — суть не меняется.
А
потом начинается гринд. Для продвижения по сюжету потребуется выполнять миссии
в духе «убей сорок зверей на берегу». Необходимо утвердиться в одной из
фракций, для чего нужен минимум 30 уровень. Не факт, что к этому моменту
удастся найти достаточно интересных квестов для получения опыта. Апогеем
становится финальная глава, которая после всех мытарств и получения высшего
чина одной из фракций и крутой экипировки предлагает еще истребить 167 врагов
по всей карте.
Сто.
Шестьдесят. Семь. Иначе не пустят в последний бой. Который, как выяснится
потом, еще и не последний. В одиночной ролевой игре 2022 года это выглядит не
просто анахронизмом, а издевательством.
Все
это нивелирует позитивный эффект от первой половины игры, когда выбор игрока
влияет на взаимоотношения персонажей и личную драму Джакса и его семьи. Решения
скажутся и на финале всей игры, но к титрам уже забываешь, что и почему ты
сделал ранее. Настолько, что масштабный сюжет, захватывающий древнюю историю
Магалана, истинные цели Гибрида и неожиданную сущность пришельцев, перестает
удерживать внимание игрока. А ведь будет еще и третья часть, где события, судя
по всему, должны достичь совсем космических масштабов. На адекватное
отображение которых, скорее всего, у Piranha Bytes опять не хватит денег.
Маленькая
студия из Эссена двадцать лет комбинирует одни и те же механики, дизайнерские
решения и даже сюжетные ходы, не пытаясь прыгнуть выше головы. С одной стороны,
она понимает свою нишу, навыки и возможности. С другой — нельзя вечно продавать
ностальгию даже самым преданным фанатам. Аудитория будет сужаться и приносить
все меньше денег. В таких условиях о развитии технологий, гейм-дизайна и
повышении контроля качества говорить не приходится.
Elex
II — заложница атавизмов, рудиментов и низкого бюджета. Игра категории «Б» —
или AA, как сегодня принято. В ней множество технических шероховатостей,
откровенных багов (медленно парящий над городом бескрылый тираннозавр
завораживает), устаревших механик и попросту костылей. Поверьте, за 50-60 часов
подбор каждого предмета из найденного ящика отдельным действием превратится из
досадного недочета в настоящее мучение.
Древний
Genome Engine может изображать относительно неплохое окружение и материалы
доспехов, но пластиковые лица, скудные анимации и низкополигональные модели
выдают и его возраст, и ограниченные финансы компании. Возможно, точка
невозврата, когда еще можно было обратиться к новой аудитории и заработать на
развитие студии и своих проектов, уже пройдена.
Piranha
все еще неплохо справляется с симуляцией относительно «живого» мира и
вариативностью прохождения, с конфликтами фракций. Но экономия на технологиях и
тестировании игры перед выпуском с каждым новым продуктом все заметнее.
Ортодоксальным фанатам все еще стоит обратить внимание на Elex II. Для
остальных геймеров это совершенно не обязательная устаревшая европейская RPG.
Источник: Игры
Mail.Ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий