Последние годы в интернете часто можно увидеть упреки в сторону Sony — мол, все эксклюзивы PlayStation слишком похожи друг на друга, и вообще компания боится идти на риски и давать зеленый свет нестандартным проектам. Все это, конечно, неправда: каждый, кто играл в The Last of Us и God of War, подтвердит, что это очень разные игры. Да и экспериментировать Sony тоже не боится: достаточно взглянуть на Death Stranding и Dreams, чтобы в этом убедиться. Ну а теперь в качестве примера можно также приводить и новый эксклюзив PS5 — Returnal — первый в истории высокобюджетный roguelite-экшен, да еще и от финской студии Housemarque, которая ранее никогда не делала ААА-игры. Вот уж действительно рискованный проект для любого издателя.
Увлекательный, хоть и порой чересчур суровый экшен про смерть, перерождения и тентакли
Как наверняка знают поклонники жанра,
«рогалики» — не совсем те игры, от которых обычно стоит ждать хорошего сюжета
или вообще сюжета в каком-либо виде. Тем не менее Housemarque приложила немало
усилий, чтобы рассказать интересную историю, да и еще гармонично вписать ее в
геймплей.
Получилось хорошо: приключение
астронавта Селены, переживающей по кругу один и тот же день на опасной планете
Атропос, по мере прохождения становится все более странным и периодически
подкидывает неожиданные повороты.
Если любите фильмы-пазлы в стиле
снятых Кристофером Ноланом, то Returnal явно не оставит вас равнодушными.
Только учитывайте, что завершить игру придется несколько раз, если
намереваетесь получить ответы на волнующие вопросы: у игры есть секретная
концовка.
Но на деле вовсе необязательно быть
фанатом Нолана, чтобы проникнуться тем, что происходит на экране — достаточно
быть поклонником научной фантастики в целом. Авторы Returnal вдохновлялись
многими sci-fi произведениями при создании мира игры, и это заметно.
Так, аналоговые компьютерные панели
корабля «Гелиос», на котором прилетела Селена, тут же заставляют вспомнить
первого «Чужого», заброшенные статуи пришельцев и костюм героини напоминают о
«Прометее», юркие твари с торчащими отовсюду щупальцами вызывают ассоциации с
инопланетянами из «Грани будущего» или, ожидаемо, монстрами из рассказов
Лавкрафта, а меланхоличный эмбиент, играющий на фоне, напоминает саундтрек
«Аннигиляции». В совокупности все эти элементы создают узнаваемые, но при этом
довольно уникальные сеттинг и атмосферу.
Хотя Returnal может похвастаться
интригующими сюжетом и миром, важно осознавать, что это в первую очередь
вспомогательные составляющие. Главное тут — геймплей. От того, понравится вам
игровой процесс или нет, и будет зависеть конечнее впечатление от всего
приключения.
Почему я так акцентирую на этом
внимание? Потому что Returnal — это не очередной кинематографический
блокбастер, как может показаться по трейлерам, а довольно непростая игра,
которую далеко не каждый геймер сможет осилить от начала до конца.
И первым высоким порогом вхождения для
многих станут сражения. Housemarque раньше делала игры в жанре shoot 'em up, и
в случае с Returnal попыталась поженить геймплей аркадных шутеров с «рогаликом»
от третьего лица. В итоге в новом проекте финнов почти каждый монстр атакует
игрока сгустками энергии, от которых приходится уворачиваться. Причем не только
с помощью кнопки уклонения, но и кнопки прыжка, так как иногда снаряды летят
низко над землей.
Энергетических частиц порой так много
(особенно в битвах с боссами), что бывает сложно разглядеть, что вообще
происходит. В таких ситуациях без быстрой реакции ну никак не обойтись. Причем
в бою нужно не только следить за вражескими снарядами, но и не забывать вручную
перезаряжать оружие, попадая в определенный тайминг, чтобы данный процесс
занимал как можно меньше времени. Эту механику явно освоят не все игроки, что,
конечно, усложнит им жизнь.
Вторая преграда, которая остановит
неподкованных «рогаликами» людей, — это рандом. По всем законам жанра здесь
после смерти игрок начинает приключение заново, потеряв почти весь лут за
исключением некоторых перманентных апгрейдов по типу крюка-кошки, позволяющего
забираться в труднодоступные места.
Ну а мир генерируется новым случайным
образом, как и все предметы в нем. Соответственно, вполне реально несколько раз
столкнуться с неудачно сгенерированными картами, на которых нет ничего
полезного, и провалить забеги.
Для фанатов жанра вышесказанное вряд
ли будет каким-то откровением, однако стоит учитывать, что в целом Returnal
получилась даже харкдорнее многих других популярных roguelite. А все из-за
механики «поломок»: тут нередко можно найти «проклятые» аптечки, апгрейды или
сундуки с оружием, при контакте с которыми костюм Селены с высокой вероятностью
получит неприятный дебафф.
Например, игрок потеряет возможность
подбирать новое оружие, или его мини-карта перестанет работать. Чтобы устранить
поломку, придется выполнить специфическое требование: скажем, убить
определенное количество врагов в ближнем бою или открыть несколько сундуков на
уровне.
Проклятых предметов полно, особенно во
второй половине игры, и с ними, как ни крути, приходится взаимодействовать, что
почти всегда заканчивается нервотрепкой.
Единственный верный способ обойти эту
механику — снять «проклятие» перед тем, как коснуться предмета, потратив ресурс
под названием эфир. Увы, эфир встречается крайне редко, а на очищение вещей его
уходит слишком много — в этом плане авторы слегка перемудрили. Если бы они
немного увеличили количество эфира или уменьшили стоимость очищения, то
механика проклятых вещей раздражала бы куда меньше.
Все это звучит как недостатки, и
брутальный рандом наверняка спугнет немалое число людей, однако не поймите
неправильно: если вы любите сложные игры, то Returnal — это именно то, что доктор
прописал. Здесь легко можно провалить пять забегов подряд, а потом удача
внезапно улыбнется тебе: подкинет скорострельную ракетницу с двойным взрывом,
артефакт, дарующий дополнительную жизнь, пару аптечек, плюс особого паразита,
цепляющегося к костюму, который будет лечить Селену за каждого убитого врага.
И вот ты уже, словно ангел смерти,
несешься по уровню и караешь всех обидчиков. В такие моменты подъема игре с
легкостью прощаешь весь прошлый абьюз. К тому же, по мере того, как ты сам
набираешься опыта, перестрелки Returnal начинают приносить немало удовольствия.
Пожалуй, из всех современных шутеров лишь Doom Eternal настолько же гармонично
сочетает динамику и тактику, как это делает экшен Housemarque.
***
Без сомнений, Returnal — игра не для
всех. Это крайне специфический и экспериментальный проект, сделанный ценителями
относительно нишевых жанров для людей с такими же вкусами. Это игра, которая
порой чаще наказывает, чем награждает. Но если вы не боитесь хардкорных
приключений и готовы учиться самообладанию и выдержке, то Returnal вполне может
оказаться тем самым личным Эверестом, который захочется покорить любой ценой.
games.mail.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий