Жанр MOBA существует уже более 20 лет. Правила и основу заложил игрок с ником Aeon64, который придумал карту Aeon of Strife для первой Starcraft. В стратегии от Blizzard был бесплатный редактор карт, который позволил каждому создать нечто свое. Так появилось виртуальное поле с тремя линиями, персонажи без возможности развития и идея сражений с соперником. Правда, в Aeon of Strife пользователи бились против компьютера. В Defense of the Ancients, созданной человеком с ником Eul для Warcraft 3, уже сражались две команды.
Именно
Eul и последующие за ним разработчики сформировали правила, которые стали
каноном: появилась экономика, предметы, возможность развивать персонажа и
многое другое. Самое главное, что виртуальное поле и основные принципы игр
строились по правилам шахмат, где есть пешки, сильные и менее значительные
фигуры, король, которого необходимо защищать, а также стратегии, связанные с
захватом или отдачей пространства на доске.
Все
это сегодня есть и в популярных играх, представляющих жанр MOBA. Например, в
Dota 2 и League of Legends. Обе игры придумали создатели Defense of the
Ancients, которые работали над ней в разные периоды.
MOBA
расшифровывается как Multiplayer Online Battle Arena или же
многопользовательская онлайновая арена. В списке спортивных дисциплин,
одобренных министерством спорта Российской Федерации, жанр обозначается как
боевая арена. В чем их суть: две команды по 5 человек сражаются друг с другом
на виртуальном поле. Каждый игрок управляет выбранным героем, причем все
персонажи отличаются характеристиками и способностями.
В
ходе матча героя надо развивать, покупать ему снаряжение в виде артефактов и
дополнительные расходники, которые обеспечивают видимость на определенном
участке поля, дают здоровье или же помогают неожиданно атаковать. Все это делается
для того, чтобы стать сильнее, превзойти соперника и уничтожить центральное
здание на базе врага.
Детали,
механики и прочие нюансы меняются от игры к игре, но принципы остаются
незыблемыми. Сегодня жанр активно развивается в основном в мобильном сегменте.
На компьютерах самые долгоживущие проекты — Dota 2 и League of Legends, для
которых регулярно выходят обновления с новыми героями. Вдобавок по обеим играм
ежегодно проводятся региональные лиги и чемпионаты мира.
В
случае Dota 2, главный турнир года — это The International. Призовой фонд
соревнований формируется за счет продаж тематических цифровых предметов. На
юбилейный чемпионат, The International 10, который проходил в 2021 году,
создателям удалось собрать более 40 миллионов долларов. Победителям из
российской команды Team Spirit удалось заработать 18 миллионов от общего
призового фонда.
В
случае League of Legends, все пути ведут к Worlds. Так сокращенно называют
чемпионат мира. Компания Riot Games пробовала разные подходы к формированию
призового фонда. В последние три года сумма не меняется и составляет 2,2
миллиона долларов. На соревнованиях такого уровня команды из СНГ далеко не
всегда дотягивают даже до группового этапа, не говоря уже о стадии плей-офф. В
последний раз там выступала команда Albus NoX Luna в 2016 году. Однако клуб
давно не существует, а некоторые его участники завершили карьеру.
В
России тоже проходят соревнования по обеим дисциплинам. Компания Riot Games
ежегодно отвечает за студенческую лигу и региональный чемпионат по League of
Legends под названием Континентальная лига (или же LCL). В Dota 2 массовые
соревнования проводит Федерация компьютерного спорта России.
Общественная
организация устраивает отдельные турниры для школьников в рамках Школьной
киберспортивной лиги и для студентов в рамках Всероссийской киберспортивной
студенческой лиги, а также организовывает Чемпионат России и Кубок России,
чтобы любители и люди, которые выступают на полупрофессиональном уровне, могли
набраться опыта и дорасти до серьезных клубов. Наглядный тому пример — Магомед
Collapse Халилов, который прошел путь от любителя до чемпиона мира в составе
Team Spirit.
До
пандемии чемпионаты более высокого профессионального уровня проводились в
Москве. Ими занималась Epic Esports Events, которая прославилась на весь мир
серией турниров EPICENTER. Сейчас компания проводит шестой сезон лиги Dota 2
Champions League и отвечает за региональный чемпионат серии Dota Pro Circuit в
Восточной Европе. Три лучших команды турнира попадут на первый мэйджор сезона,
где участники поборются за очки, которые так необходимы для попадания на The
International.
Декабрь
— переходный период для всех игровых студий, которые развивают киберспортивное
направление. По крайней мере, так сейчас в League of Legends, в которой наступило
межсезонье. В Dota 2 иная ситуация — там уже стартовали региональные лиги. В
СНГ первое место в таблице после четырех матчей занимает команда PuckChamp.
Чемпионы мира, Team Spirit, делят вторую и третью строчку с HellRaisers — у них
по две победы в двух матчах и еще по две игры в запасе.
Источник: Игры
Mail.Ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий