В международный прокат вышел новый фильм про безжалостных ксеноморфов, учиняющих кровавый ад на заброшенной орбитальной станции. Теперь в режиссерском кресле Феде Альварес, автор брутального ремейка «Зловещих мертвецов» и тягучего триллера «Не дыши». Эксперт по хоррорам Дмитрий Соколов рассказывает, какой получилась очередная глава культовой франшизы про космическую хтонь (спойлер: все отлично, бодро и жестоко).
2142 год, колония «Звезда Джексона».
Место мрачное в прямом и переносном смыслах: 0 световых дней в году, на каждом
углу хулиганы, наркоманы и прочие обрыганы, жизнь здесь тяжелая, а труд — еще
тяжелее. Местная девчонка Рейн Кэррадайн всей душой рвется улететь куда
подальше, однако ее рабочий контракт только что продлили на 24 тысячи часов,
разбив мечты о жестокую реальность. Но тут судьба внезапно подбрасывает
заманчивый шанс. Экс-бойфренд Тайлер вместе с друзьями собирается тайком
отправиться на орбиту колонии, где висит списанная космическая станция
корпорации «Вэйланд-Ютани». На борту можно раздобыть криокамеры, позволяющие
пережить долгий перелет до более приятных планет. Но есть нюанс: доступ к
системе станции может обеспечить только андроид, а он из всей компании есть
только у Рейн. Прихватив своего синтетического друга, Рейн с ребятами
отправляется в путешествие за лучшей жизнью, которое обернется невероятным
кошмаром.
Сначала, по традиции, два слова о главном
Альварес снял красивый, динамичный и
атмосферный хоррор во вселенной «Чужих», хотя новых горизонтов в ней не открыл.
В вместо этого он сосредоточился на детализации масштабного наследия франшизы.
В фильме хватает авторской изобретательности, но «Чужой: Ромул» ни разу не
претендует на то, чтобы встать рядом с работой Кэмерона, не говоря уже о
проектах Скотта. Альварес умело использует накопленный мастерами потенциал,
чтобы рассказать одну маленькую, но вполне захватывающую историю в гигантской
вселенной.
В рамках франшизы «Ромул» — это мидквел: события фильма происходят после финала «Чужого», но до начала «Чужих», а сюжет рассказывает, как зловещая корпорация «Вэйланд-Ютани» экспериментировала с останками ксеноморфа, которого Эллен Рипли выбросила в космос после гибели корабля «Ностромо». Но сценарий сфокусирован в первую очередь на том, как Рейн и ее друзья шарятся по вымершей космической станции, сначала пытаясь раздобыть криогенные камеры, а затем — сражаясь с выводком Чужих. Станция состоит из двух модулей: «Ромул» и «Рем» (названных в честь братьев-основателей Рима, вскормленных волчицей), а основное действие фильма происходит как раз в первом из них.
Альварес не пожалел денег и фантазии на проработку гигантской локации
Узкие, длинные коридоры, уходящие
куда-то во мрак, огромные лабораторные залы, залитые холодным белым светом,
тесные затопленные или разрушенные отсеки с пробоинами в полу или потолке —
идеальные охотничьи угодья для старых добрых лицехватов. А уж ловкие ксеноморфы
здесь готовы выскочить из каждого темного угла, что внизу, что наверху, что
сбоку.
«Ромул» и «Рем» эффектно соединяют в
себе элементы практически всех знаковых мест действия франшизы: от запутанных
вентиляционных шлюзов «Чужого» через жилые модули «Чужих» и тюремные лабиринты
триквела до лабораторий-кунсткамер «Воскрешения».
Здесь важно отметить, что львиная доля спецэффектов и дизайна создавалась руками, а не «цифрой»
Причем над фильмом работали те же
люди, что и над первыми частями франшизы. CGI применяется редко и аккуратно, в
небольшом количестве сцен, и там, где это уместно. Бережно воссоздана и развита
характерная для франшизы стилистика «аналогового космоса». Космические корабли
уже бороздят просторы вселенной, но очень медленно, поэтому сообщения с планеты
на планету идут по полгода. Повсюду крошечные выпуклые экранчики и толстые
клавиатуры, а видеоигры (пусть на портативных консолях) похожи на те, что мы
оставили далеко позади где-то в начале 1980-х.
Гигантская набитая трупами и монстрами
станция, которую исследуют герои, дает огромный потенциал для саспенса, и
Альварес использует его с талантом истинного хоррормейкера-фаната. Изящно играя
с освещением, монтажом и углами камеры, режиссер все время поддерживает
ощущение тревоги. У героев нет подробной карты, нет мощных фонарей, нет кучи
оружия (из арсенала только парочка знаменитых импульсных винтовок и шокер), они
не обучены выживанию на манер колониальных пехотинцев.
Это просто молодежь, которая забралась на безопасную заброшку, а столкнулась с невообразимой дичью. Альварес не забывает подкидывать им одну нервотрепку за другой, чтобы Рейн и компания никогда не расслаблялись. Тут надо медленно пройти сквозь отсек, полный лицехватов, чтобы они не засекли твое движение. Там — вытащить отчаянно истерящую подругу из наглухо запертой комнаты, куда пробрался ксеноморф. А здесь — расстрелять толпу чудовищ так, чтобы их кислотная кровь не проела обшивку и не вынесла всех к чертям в открытый космос (решение найдут столь же рисковое, сколь и стильное).
В редкие спокойные минуты нервозность
подогревается ощутимыми проблемами в команде. Поначалу все ребята бродят
более-менее недалеко друг от друга, но как только лицехваты (а потом чужие)
начинают прыгать, ползать и скакать вокруг, паника закономерно превращает
друзей в толпу ошалевших идиотов. Плюс, один из участников экспедиции все время
лезет на рожон, задирая андроида почем зря и создавая сложности для Рейн.
Другая девушка в команде беременна (это «ружье» мощно выстрелит в финале),
из-за чего не может столь же интенсивно поспевать за остальными и все время на
грани нервного срыва. Наконец, андроид-синтетик Энди окажется с неприятным
секретом, после того как Рейн решит проапгрейдить его, вкачав в мозги
информацию из поломанного офицера по науке.
Общая динамика в команде с точки зрения саспенса прописана отменно, но по части характеров сценарий намного беднее
При том, что основных героев шестеро,
запоминается из них едва ли половина, включая Рейн, ее ручного робота и
токсичного паникера Бьёрна. Остальные так и остаются стереотипными набросками
привычных типажей вроде «девушка в беде» или «азиатка, гибнущая первой». В этом
смысле «Ромул» безусловно и серьезно уступает как фильмам Скотта, так и
Кэмерону с Финчером, у которых психологические портреты были все-таки куда
более объемными.
Недостаток психологизма Альварес с
лихвой компенсировал не только отличной актерской работой двух ключевых
персонажей, но и грамотно добавленной в сюжет «фансервисной» ролью. Кэйли
Спэйни (недавно блеснувшая в военной драме «Падение империи») хорошо вписалась
в образ хрупкой, но сильной духом девушки, отчаянно сражающейся за свою жизнь.
Однако Дэвид Джонссон Фрэй (играл в сериалах «Индустрия» и «Убить легко») в роли андроида Энди, пожалуй, перекрывает всех прочих участников актерского ансамбля. Сложность актерской задачи тут в том, что Джонссон играет, по сути, две версии себя: сначала Энди — добросердечный, но барахлящий «синтетик» с когнитивными проблемами, а после апгрейда — умный, быстрый и всецело преданный корпорации боец, который не раз спасет героев от гибели, но доверять которому они не могут.
Третья знаковая роль — тоже у
андроида: научного сотрудника станции играет Иэн Холм, в «Чужом» сыгравший
андроида-саботажника на борту «Ностромо». Хотя сам актер скончался в 2020-м,
Альварес использовал его цифровой образ и взял на озвучку человека с похожим
тембром голоса, создав хорошо знакомый фанатам франшизы образ. Иронично, что
«искусственные» люди получились более яркими, чем их «живые» коллеги. И это,
кстати, вполне в духе серии, ведь андроид Бишоп (воплощенный Лэнсом Хенриксеном)
в «Чужих» тоже оказался весьма заметным персонажем, став одним из лиц всей
франшизы.
Хотя все эти нюансы актерской игры в
«Ромуле» на втором плане, а на первом — мощный саспенс, бешеные пробежки в
темноте, склизкие коконы и шустрые ксеноморфы, яростно рвущие людей на части.
По атмосфере фильм ближе к первой или третьей частям
Несмотря на эффектные экшн-сцены, он
не тяготеет к боевикам вроде четвертой или второй частей. Монстры элегантно
скалят пасти, смачно пробивают людям тела острейшими хвостами, а под конец
Альварес покажет нам новую форму ксеноморфа (ее дизайн вдохновлен ранними
заметками авторов первой части), напоминающую одновременно гуманоидную тварь из
«Воскрешения» и расу Инженеров из «Прометея».
В
заключение еще несколько слов о том, каково историческое значение «Ромула» в
рамках франшизы
История о борьбе человечества с
ксеноморфами охватывает уже семь частей (не считая отдельной дилогии-кроссовера
про Чужих и Хищников, которая в канон не входит), и каждый фильм в ней —
авторский. Ридли Скотт показал в «Чужом» огромный мир, пропитанный
лавкрафтианским духом древних богов (а в приквелах показал, как люди впервые
познакомились с ними). Джеймс Кэмерон расширил этот мир в «Чужих», показав
военный экшн в сай-фай сеттинге. Дэвид Финчер превратил «Чужого 3» в мрачную
драму об одиночестве и самопожертвовании. А Жан-Пьер Жене оформил «Чужой:
Воскрешение» как ироничный экшн-хоррор с черным юмором, обилием мутантов и
шеренгой культовых актеров.
На этом фоне «Ромул» выглядит наименее амбициозной работой во франшизе, но эта скромность лишь подчеркивает достоинства фильма. Альварес знает, что он стоит на плечах гигантов, и не предлагает каких-то радикальных инноваций. Напротив, фильм отлично работает именно за счет того, что в нем эстетика молодежного хоррора гармонично сочетается с хорошо знакомыми деталями.
Работая над фильмом, Альварес
вдохновлялся «Alien: Isolation», насытил фильм тонкими отсылками (сохранив и
традицию извилистой связи кино с литературой: корабль Рейн называется
«Корбелан», в честь персонажа из романа «Ностромо»), усилил ощутимый вайб
боди-хоррора и талантливо собрал все эти компоненты воедино. «Чужой: Ромул»
явно был призван обновить наследие франшизы для молодого поколения, не потеряв
при этом старых фанатов, и с этой задачей он справился весьма достойно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий