10 августа 2021 года пермская студия Morteshka выпустила на PC, PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch смесь визуальной новеллы и карточной игры «Черная книга» (Black Book). Деньги на разработку (12 млн рублей) команда собрала на краудфандинговой площадке Kickstarter. Мы сыграли в новинку и делимся впечатлениями от самой самобытной российской игры последних лет. Славянский фольклор и колдовство в главном инди-хите лета 2021 года.
Действие «Черной книги» происходит в
Чердынском уезде Пермской губернии в конце 19 века. Мало того, что для авторов
игры это родные края — студию вдобавок консультировал этнограф, изучающий
славянский фольклор и жанр «быличка» (так называют истории о встречах с
нечистой силой).
Байки о домовых и русалках в «Черной
книге» — не домыслы, а ценные инструкции по обращению с мифическими существами.
Неосторожно сказанное кем-нибудь ругательство с упоминанием нечисти может
мгновенно испортить жизнь человеку — например, его запросто украдет банник
(злой дух бани) или в него вселится бес.
Главная героиня «Черной книги», девушка Василиса, знает о проклятиях не понаслышке. Ее суженый наложил на себя руки, но Василиса уверена — не обошлось без черной магии. Чтобы вызволить его душу из ада, Вася решила стать ведьмой (в игре их называют векшицами) и снять семь печатей с волшебной книги — та поможет осуществить задуманное. Освоить тайную науку девушке с радостью помогает дед Егор — чернокнижник, хоть по его виду так и не скажешь.
Снимать печати придется по всему
Чердынскому уезду, совершенствуясь в ворожбе и сталкиваясь с самыми разными
людьми (и, конечно же, нелюдями). Каждая печать — отдельная сюжетная история со
своими боссами и персонажами. Происходящее отчасти напоминает приключения
королевы Мэвы в «Кровной вражде: Ведьмак. Истории» — каждое решение героини
влияет на прохождение, и иногда к девушке присоединяются новые спутники —
например, солдат Николай, вернувшийся с русско-турецкой войны и открывший для
себя мир нечисти, который его поначалу пугает. Сами истории получились отличными
— в них полно неоднозначных героев, и героине не так-то легко сразу понять, кто
тут волк в овечьей шкуре, а кто — действительно жертва.
«Каждую локацию можно исследовать на наличие полезных предметов или подсказок для задания»
Помимо людей, Василиса полагается еще
и на помощь чертей. Кого-то ей дадут автоматически (так что совсем без них не
обойтись), а кого-то нужно будет завербовать, победив в бою. Быть
повелительницей чертей не так-то просто: если не давать им воли, они будут
мучить саму колдунью (уменьшать урон в бою и делать другие неприятные штуки).
Если отправлять их на ежедневные задания, получишь деньги, но заодно и грехи.
Соответственно, постоянно приходится ломать голову над микроменеджментом
подчиненных — какие задачи поручить, чтобы и им по характеру подошли, и
Василисе поменьше грехов и побольше рублей накапало. Механика службы — пожалуй,
самое оригинальное геймплейное решение в Black Book: она влияет одновременно и
на сюжет, и на бои.
Грехи в игре — своего рода система
морали. Их количество сказывается на отношении персонажей к Василисе, а также
влияет на финал истории. Грехи приносят не только черти, их можно получить
самому. Например, сделав определенный выбор во время приключения. Однако грехи
можно и уменьшить добрыми поступками — иногда люди сами приходят к ведьме с
просьбами, а иногда шанс сделать хорошее дело подворачивается случайно по
дороге к очередной печати.
«В игре есть вещи — пассивные умения, которые помогают игроку в бою. Всего у героя есть 6 ячеек, а вещей в игре около 30»
Механика сражений в «Черной книге»
напоминает Slay the Spire. Игрок может собрать колоду от 13 до 33 карт,
подстраиваясь под определенного противника. Сами карты получаешь после
выигранного боя или с открытием новой печати. Вся система очень благожелательна
к тем, кто не готов с первых же шагов окунуться в хардкор — на легком уровне
сложности вы можете пропускать схватки и все внимание посвятить сюжету, а на
«нормале» правила по использованию лечебных предметов таковы, что вы можете
спокойно дойти где-то до середины игры, особо не мудря с картами.
«Персонажей можно брать с собой в приключение. В бою они помогают Василисе, используя одно, но мощное активное умение с длительным временем восстановления»
В то же время, если вам нравится
вызов, то для вас найдутся испытания и на «нормале». У каждого босса есть
особенность, которую необходимо брать в расчет при построении колоды. Некоторые
будут призывать каждые несколько ходов существ, а другие — накладывать щит,
поглощающий урон. Во второй половине игры под каждого такого врага теперь
придется собирать отдельную колоду. На «харде» дела обстоят похоже, только у
противников значительно повышены характеристики.
Иногда в качестве альтернативы игроку
предложат сразиться с врагом в подкидного дурака. Правила классические, однако
Василиса и ее противники могут иногда наколдовать себе козырную карту. Также в
дурака можно сыграть на ярмарках с местными мужиками. Здесь на кон, в отличие
от игр с чертями, можно ставить только рубли, которых игроку всегда будет не
хватать, особенно на максимальной сложности.
«Умений в игре немного и почти все полезные. Вот только очки вместе с уровнями прокачиваются медленно. Из-за этого выбирать наилучшие ветки желательно с первого уровня»
Ближе к концу прохождения «Черной
книги» осознаешь, что у игры почти нет слабых мест. В ней все на удивление
удачно — и увлекательная история с шикарной озвучкой персонажей, и карточные
бои, которые оказались сложнее, чем можно было себе представить. Да, графика
получилась излишне простой, но разработчики с лихвой компенсировали это
стилистикой локаций и дизайном монстров. К примеру, в одной битве Василиса
встретится с ребенком, изо рта которого вылез бес в виде кота, а в другой —
сразится с щукой на глубине озера. Единственным неприятным моментом оказалось
непривычное сохранение. Игра заставляет переходить на следующее задание, чтобы
сохранить завершенное предыдущее. Однако к этому быстро привыкаешь.
Ближе к концу прохождения «Черной книги» осознаешь, что у игры почти нет слабых мест. В ней все на удивление удачно — и увлекательная история с шикарной озвучкой персонажей, и карточные бои, которые оказались сложнее, чем можно было себе представить. Да, графика получилась излишне простой, но разработчики с лихвой компенсировали это стилистикой локаций и дизайном монстров. К примеру, в одной битве Василиса встретится с ребенком, изо рта которого вылез бес в виде кота, а в другой — сразится с щукой на глубине озера. Единственным неприятным моментом оказалось непривычное сохранение. Игра заставляет переходить на следующее задание, чтобы сохранить завершенное предыдущее. Однако к этому быстро привыкаешь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий